Цикл бесед о современном искусстве Петра Поспелова и Союза композиторов России плавно движется к завершению сезона. В течение года идейный вдохновитель и бессменный ведущий #нелектория, умело избегая сухого академического формата подобных встреч, обращал в «волков» самых разных гостей. Весной мы знакомились с тремя героями книги Екатерины Бирюковой, летом – вместе с Дмитрием Курляндским и Львом Рубинштейном погружались в звуки футбольной столицы, осенью – присоединялись к путешествию в мир философской лирики вместе с Верой Полозковой и Кириллом Рихтером. На днях состоялась новая встреча Пети и «волков», и даже внезапно обрушившийся на Камергерский переулок снегопад не помешал пришедшим терпеливо ждать, когда же Музей Прокофьева распахнет для них свои двери. Ждать пришлось недолго: регламент встреч, увы, строго ограничен, а в этот день у музея был выходной – поэтому знакомство и представление участников #нелектория началось без долгой прелюдии.
Клим (в миру – Владимир Клименко) и Алексей Ретинский. Что может быть у них общего? Этот вопрос наверняка задавали себе многие сидящие в зале, а Петр Поспелов и вовсе озвучил его вслух. Один – седовласый эпатажный драматург, режиссер, поэт, которого одна из газет назвала «человеком-перформансом», другой – сосредоточенный в себе молодой композитор, еще не привыкший к публичности.
Многогранную деятельность Клима, без преувеличения, знает весь театральный современный мир: еще в 80-х годах он создал при Союзе театральных деятелей лабораторию Творческих мастерских по изучению человека как феномена и исследованию пространства многомерного времени, а также осуществил ряд авангардных спектаклей (буквально в подвале!). Деятельность Алексея Ретинского, которого в один голос называют находкой самого Теодора Курентзиса, только набирает обороты: пока его музыка звучит чаще на Западе, чем в нашей стране, но уже ясно, что это лишь вопрос времени. Несмотря на внешнюю непохожесть, оба «волка» в различной степени знакомы с творчеством друг друга. В первую очередь знаком представитель молодого поколения, хотя Клим, как оказалось, был настолько преисполнен чувств благодарности к тому, чем занимается Ретинский, что опустился перед ним на одно колено на глазах у всех – причем искренне и без всякого эпатажа.
Обоим гостям представилась возможность выбрать тему для монолога. Ретинский, в знак солидарности со своим напарником, решил остановиться на своем опыте работы в музыкальном театре. Например, при знакомстве с тизером спектакля «Вакханки» (режиссер – Дмитрий Костюминский) зрители убедились, что молодому автору не чужды неакадемические жанры вроде техно или эмбиента. А когда речь зашла о музыке к перформансу «Камилла» (кстати, номинированному на грядущую «Золотую Маску»), Ретинский поведал о том, как, подобно скульптору, «вылеплял» процесс становления электронных звучаний, отражающих драму Камиллы Клодель. Также композитор рассказал о необычной инсталляции в Дрезденской галерее, в которой он принял непосредственное участие. В дворцово-парковом пространстве, в момент перевода времени с летнего на зимнее, когда стрелка часов буквально стоит на месте (то есть, в три часа утра или три часа ночи), прозвучала его музыка для карильонов.
Монолог Клима, к сожалению, оказался кратким. Впрочем, сам драматург и не стремился к самопрезентации и говорил с публикой на волнующие его темы. Например, о Малере. Или о звуках стройки под окном, ассоциирующихся у него с музыкой. Или о том, что «Ромео и Джульетта» – пьеса не о любви, а о том, что ничего не получится без благословения родителей. Вот так же, доверительно и по-простому, он читал и собственные тексты, выстраивая некий диалог с Шекспиром: воздух в зале был словно наэлектризован, а долгие паузы между словами заставляли глубже осмыслить услышанное. И осознать, что между гостями #нелектория, оказывается, много общего – каждый идет навстречу друг другу своим неповторимым путем и через свое искусство, современным языком, выражает вечные и актуальные темы.
В конце мероприятия, по доброй традиции, состоялся мини-концерт. Солистки ансамбля «Студия новой музыки» Мона Хаба (фортепиано) и Ольга Калинова (виолончель) представили знаменитую «Ave Maria» Баха–Гуно и, пожалуй, ранее не звучавшее в таком переложении ариозо «Ingemisco» из Реквиема Верди. Кульминацией этого уютного вечера стала мировая премьера одной из частей нового вокального цикла «Песни из подполья» Алексея Ретинского – «Rex tremendae». К женскому инструментальному дуэту присоединилась сопрано Людмила Михайлова, которая изящно и вместе с тем мастерски преодолела исполнительские трудности в своей партии. После чего Петя и его волки приготовились к вопросам от публики, но так ничего и не услышали. Возможно, просто никто не осмелился нарушить удивительную атмосферу тихих голосов, звуков, поэтических строк…