В Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске в седьмой раз прошел новоджазовый Leo Records Festival in Russia. Став традиционным, он заставил задуматься о путях развития импровизационной музыки. Эхо, послевкусие события оказались заметны и весьма специфичны.
В «открытой» музыке – так все чаще называют этот стиль – Россия дала миру блестящих исполнителей: Вячеслава Ганелина, Валентину Пономарёву, Сергея Летова, Сергея Курёхина, Сайнхо Намчылак. Отечественные фолк-музыканты охотно играют с мастерами фри. Эта музыка – неотъемлемая часть мирового культурного пейзажа еще с 60-х годов прошлого столетия.
Седьмой Leo Records Festival предваряли показ фильма Оксаны Матиевской «Непредсказуемое прошлое», посвященного трио Вячеслав Ганелин–Владимир Тарасов–Владимир Чекасин, и презентация альбома «Метонимия» (Fancymusic, 2018), записанного дочерью Чекасина, скрипачкой и вокалисткой Анной с саксофонистом Алексеем Кругловым. На телеканале «Культура» шел проект «Квартет 4х4»; победу в нем, в конкуренции с музыкантами – и академическими, и фольклорными, одержал ансамбль Тимофея Дорофеева – архангельского гитариста, организатора фестивалей, выпускавшего записи на Leo Records. Напомнила о событии и книга английского музыканта и журналиста Стива Дэя «Слушая трио Ганелина» («Музыкальная жизнь» писала про нее в № 3/2018).
Фестиваль стартовал гала-концертом в Trane Zen Art – мансарде Клуба Алексея Козлова, представив звезд-участников. А уже затем фейерверком импровизаций разлетелся по городам и залам. Выступление иркутского виртуоза перкуссии и нойза Евгения Маслобоева и его квартета украсили шаманские танцы Резеды Кучкаровой. Музыканты представили креативный номер: Маслобоев закрепил электроды на кусте алоэ. Поскольку электрические сигналы создает любое живое существо, то растение «запело», и полученный с помощью MIDI‑протокола звук включился в общий саунд.
Далее играли Алексей Круглов и Анна Чекасина. Дуэт устраивал музыкальные поединки, декламировал «Я вас любил», разложив стихотворение на игривый скэт. Ансамбль Goat’s Notes Григория Сандомирского играл с элементами свинга, космического саунда и ироничной электроники. Трио «Второе приближение» исполнило литературно-музыкальную композицию, в которой в качестве чтеца выступил журналист Михаил Митропольский. Завершил программу Ансамбль московских композиторов Андрея Соловьёва – его музыка представляет электронный фьюжн, в котором звучат элементы рока, фри и других стилей. «Я горжусь, что такие люди украшают наш клуб!» – заявил после выступлений организатор Trane Zen Art, джазовый энтузиаст и переводчик, доктор физико-математических наук Михаил Сапожников.
Второй день фестиваля подарил фантастический концерт в КЦ «ДОМ». Играющие в новом Трио Вячеслава Ганелина Алексей Круглов и Олег Юданов – виртуозы нюанса. Талант же самого хедлайнера фестиваля – в создании музыкальной среды, композиции непредсказуемых элементов. Клавишные поддержал тревожный звук саксофона, креативная перкуссия строила фэнтезийный мир. Звонок телефона у забывчивого зрителя вписался в происходящий на сцене «птичий переполох». Композиция «росла», вписывая в свою ткань новые звуки и образы, создавая Музыку с большой буквы.
Израильская поэтесса Эфрат Мишори читала стихи при поддержке ансамбля российских импровизаторов. Михаил Митропольский начал выступление «Второго приближения» с рассказа о программах с нарративом, затем был исполнен фрагмент композиции «Сказки Пушкина, или Мартовские коты», в основе которой текст «Царь Никита и 40 дочерей», приписываемый Пушкину. Номер внезапно и ярко показал, что фри-музыка может нести элементы игривой эротичности.
К музыкантам присоединились Ганелин, Юданов, Круглов – на сцене оказалось уникальное двойное трио. Соло басиста Игоря Иванушкина подхватила певица Татьяна Комова. В вокальную импровизацию включился пианист Андрей Разин. Казалось, что первое отделение концерта останется вершиной впечатлений, но второе встало с ним в ряд. А озорная сказка про Царя Никиту закончилась хорошо – балом и подарками. «Оказывается, мы можем и такое!» – удивленно резюмировал впечатления сам Лео Фейгин.
Джем в «Доме Культуры» был под угрозой: слушатели собрались, а музыканты опаздывали. Оказалось, Фейгин был в Электротеатре Станиславский. Там в новопроцессуальном проекте «Орфические игры. Панк-макраме» участвует Алексей Круглов – играет Фавна и читает собственные палиндромы. После спектакля Лео познакомился с художественным руководителем театра Борисом Юханановым – два легендарных деятеля нового искусства не могли не побеседовать. Музыканты прилетели в «ДК», провели джем-сейшн и умчались на другой конец Москвы, в парк Царицыно на презентацию альбома «Neauma», записанного Ганелиным совместно с органистом Владимиром Хомяковым.
«Второе приближение» в Музее Скрябина концертом с гостями отмечало двадцатилетие группы и презентовало альбом «Time Axis» (ArtBeat Musiс). Шоу началось с песни «Времеши-камыши», вводной части готовящейся сюиты на стихи Велимира Хлебникова. Сыграли и пьесу, которая нравилась американскому пианисту Дэйву Брубеку (музыканты ансамбля посвятили ему один из альбомов). Татьяна Комова спустилась с микрофоном в зал, и публика с удовольствием поучаствовала во фри-импровизации.
Впереди были другие города. Круглов, Лео и «Второе приближение» по очереди улетали в Архангельск. Маслобоев, алоэ и Кучкарова выступили в «Граунд Ходынка». В Питере в Музее Звука прошел вечер памяти Равиля Азизова. Goat’s Notes с участием Анны Чекасиной сыграли аншлаговый концерт в Государственном центре современного искусства. Запомнились мастер-класс Ганелина в московском C-Jam Club и его концерт в питерском Арт-пространстве «ДК Громов», завершивший фест.
Конечно, фестиваль – не только спонтанное музицирование, но и работа организаторов. Спонсоры форума регулярно меняются. В этом году Лео помогли Посольство Израиля и Челябинская филармония. Перед каждым концертом Фейгин рассказывал, что лондонская площадка ОТО готова принять фестиваль нового русского джаза, но трансфер музыкантов в Англию – дело дорогостоящее…
Каждый момент жизни мы решаем, как нам поступить, какими быть. То, что происходит в душе человека, – самый настоящий фри-поиск гармонии и творчество, зависящее от таланта и внешних условий. Возможно, именно это отражает «открытая» музыка, и поэтому она собирает полные залы. Ждем следующий Лео Фест, который станет юбилейным, ведь в 2019 году издательству Leo Records исполняется сорок лет.