Каждый год в Филармонии-2 проходит Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра (ВКАСО) – единственное в стране состязание для молодых музыкантов всех оркестровых специальностей, организованное Московской филармонией. Специфика конкурса раскрывается во второй день: после сольных выступлений в первом туре участникам предлагается исполнить ряд оркестровых трудностей, которые предоставляются за неделю до конкурса и на прослушиваниях запрашиваются комиссией в случайном порядке. В этом году музыкантов оценивали солисты и концертмейстеры групп российских и зарубежных коллективов – musicAeterna, «Новая Россия», оркестров Мариинского и Михайловского театров, Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, Филармонического оркестра Катара и других.
По итогам состязания участникам могут предложить стажировку в Российском национальном молодежном симфоническом оркестре, но ВКАСО – это гораздо больше, чем кастинг в коллектив. Это в первую очередь конкурс профессии, и поучаствовать в нем съезжаются музыканты многих оркестров России и других стран. Среди лауреатов этого года – контрабасист Дрезденского филармонического оркестра Борис Дягилев (первая премия) и флейтист Молодежного оркестра имени Густава Малера Марк Яковлев (третья премия). Прибывают конкурсанты и из маленьких городов: тромбонисты Даниил Тесногуз и Данил Сорокин играют в Луганском академическом симфоническом оркестре и оба признаются, что дорожат родным коллективом и не интересуются стажировкой в Москве, но участвуют ради общения, новых знакомств и опыта.
Очевидное преимущество ВКАСО перед стандартными прослушиваниями в оркестр – призовой фонд. Но молодые конкурсанты искренне считают это не самой важной мотивацией. «Забавно, что деньги здесь играют, наверное, последнюю роль. Конкурс дает заряд адреналина, помогает не расслабляться, держать себя в форме», – размышляет Полина Маликова, артистка РНМСО, завоевавшая первую премию (но не знавшая об этом на момент нашего разговора). Флейтистка неоднократно готовила новые программы специально для прослушиваний.
Это была восьмая попытка Полины выиграть ВКАСО, на этот раз успешная. Часто так и происходит: многие музыканты несколько раз возвращаются на конкурс, чтобы добиться лучших результатов. За каждым именем в списке участников стоит история сложностей и побед. Спустя пять лет прослушиваний первую премию также получили трубач Никита Логинов, после работы в РНМСО поступивший в Российский национальный оркестр, и скрипачка «Молодежки» Наина Кобзарева, отмечающая, что будет немного скучать по состязанию.
Настоящий «ветеран» конкурса – виолончелист Айдер Рысалиев, не пропустивший ни одного ВКАСО, за исключением прошлогоднего, куда он не прошел по возрастному цензу. В этом сезоне ограничение подняли до 33 лет, и Айдер снова подал заявку: «Я делаю все для того, чтобы НЕ заработать первую премию, ведь тогда я больше не смогу участвовать. Но иногда слишком стараюсь и не получаю вообще ничего (смеется)». После года работы в Российском национальном молодежном симфоническом оркестре виолончелисту предложили перейти в Национальный филармонический оркестр России, где он играет до сих пор.
Контрабасист Евгений Захаров в течение семи лет пытался попасть в «Молодежку» и каждый раз получал отказ. «Не знаю, почему, но появилась цель: я должен играть в этом оркестре, чего бы мне это ни стоило, – вспоминает он. – Я бросал эту идею и подбирал ее обратно». Упорство и трудолюбие взяли свое: в сентябре прошлого года контрабасиста приняли в стажерскую группу. «Я пока не играю на первую премию, но за десять месяцев работы в РНМСО я вырос колоссально», – говорит Евгений.
Пробуют свои силы в оркестровом репертуаре и музыканты, преследующие сольную карьеру: третью премию получил скрипач Александр Папушев – участник XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, не планирующий играть в оркестре. Особенно его впечатлила акустика репетиционных помещений Филармонии-2, по его словам, сравнимая с полноценными камерными залами.
Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра не просто выявляет лучших музыкантов, а системно поднимает уровень оркестрового исполнительства в стране. Как отмечает член жюри Антон Павловский, заместитель концертмейстера группы виолончелей Филармонического оркестра Катара, за несколько лет проведения состязания уровень участников сильно вырос: конкурсанты стали серьезнее готовиться к туру оркестровых трудностей. С ним солидарен Олег Сендецкий – концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра: «Конкурс создан не для того, чтобы дать кому-то первую премию. Здесь есть возможность получить работу в разных коллективах. Даже если человек без премии, смотрят на перспективу: не блеснул, но в оркестре будет то, что нужно. А потом ребята выходят через год-два на этот же конкурс и уже играют совершенно по-другому, лучше раскрываются».
Трубач Сергей Тютейкин – профессор филиала Джульярдской школы музыки в Тяньцзине – отмечает, что конкурсу нет аналогов в мире, и называет ВКАСО «колоссальным обменом опытом между музыкантами». Это действительно так и даже больше: для многих участников состязание стало живым сообществом дружбы и здоровой конкуренции. Атмосферу на конкурсе часто сравнивают с домашней. «Мы с конкурсантами и жюри будто сидим за чашкой чая», – шутит солист Симфонического оркестра Мариинского театра Виктор Кулык.