Алексей Рыбников: Мы должны духовно возрождаться и показывать миру пример Персона

Алексей Рыбников: Мы должны духовно возрождаться и показывать миру пример

К 80-летию композитора

Народный артист РФ Алексей Рыбников, член Совета Союза композиторов России и Российского музыкального союза, основатель собственного театра отмечает сегодня юбилей. Автора культовой рок-оперы «Юнона и Авось» по праву считают классиком современности, его творчество охватывает симфоническую, камерную, вокальную музыку, произведения для театра и кино. В каждом из этих направлений композитор добился ярких вершин.

Редакция «Музыкальной жизни» предлагает читателям вспомнить самые яркие высказывания мастера.

О таланте как феномене

Для меня музыка стала инструментом познания. Мы привыкли считать, что существует только научный способ познания мира. Но мир можно познавать и при помощи искусства. И если тебе дан какой-нибудь талант, то в твоих руках находится мощный инструмент познания мира. Я давно пришел к выводу, что талант – это то, что нельзя получить в результате упорного труда или благодаря тщеславию. Любой талант дается человеку свыше. Он либо есть, либо его нет.

Настоящий музыкальный талант – огромная редкость. Нельзя к этому относиться как к общественному явлению. Это индивидуальные проявления божественного чего‑то в человеческой природе. Если вы вспомните немецкую музыкальную культуру, вспомните имена композиторов, чья музыка сейчас живет, и слушатели заполняют залы, чтоб именно ее послушать, – это несколько фамилий. Нужно ценить индивидуальность. Индивидуальность людей, которые живут на планете Земля.

Мне кажется, в искусстве нет прошлого. Либо искусство есть, либо его нет. Нельзя сказать, что мелодии Моцарта, Бизе, Рахманинова, Чайковского – это прошлое. Какое же оно прошлое, когда оно постоянно звучит, исполняется, живет? Музыка жива, понимаете? Даже картины могут быть каким‑то артефактом прошлого времени. Талантливых людей много, но почему-то они не могут сейчас себя достойно проявить в достаточной степени и осмелиться создавать новое, настоящее, прекрасное. Но это пройдет. Сейчас просто кризис во всем: в мировоззрении, в идеологии, в искусстве.

О профессии

Меня хвалили, когда я поступил в консерваторию, – за мою Первую сонату для фортепиано, за токкату. Я привык думать, что всю жизнь будут хвалить. Но когда написал Вторую сонату, наши профессора признали ее слишком авангардным произведением и хотели поставить двойку, однако Хачатурян выступил в мою защиту, сказал, что композитор имеет право на эксперимент. Тем не менее меня тогда не просто отругали, а разгромили, уничтожили и сделали это просто мастерски – так, чтобы никогда больше не возникло желания что-нибудь написать.

Вообще, композитор обязан на ком-то пробовать то, что он сочинил. Обычно это или жена, или кто-то еще. От реакции этих людей очень многое зависит. Если им не интересно, то работу не хочется продолжать дальше. Хотя иногда и они высказывают ошибочное мнение. Иногда я думаю, что то, что написал, – «изумительно, потрясающе». Через неделю возвращаюсь к этому материалу – и понимаю, что ничего интересного не создал. Но случается и наоборот. Состояние вдохновения бывает обманчивым.

Важна мелодия – это самая долговечная вещь. А все остальное может уйти. Если сочинена хорошая мелодия, она может облечься в современные одежды и начать новую жизнь.

Сейчас проводится огромное количество конкурсов для молодых композиторов. Но их творчество не особо отличается разнообразием. Чувствуются какие-то рамки: закрепощенность на пути к так называемому авангарду, хотя ему на самом деле уже сто лет. Или же это очень практичная, коммерческая киномузыка. Все здорово сделано, но мне, как композитору, хочется услышать что-то свежее. Многое уже немного приелось. Композиторам не хватает смелости.

Про рок

Я занялся рок-музыкой, потому что появился новый музыкальный язык, который меня очень волновал. В ту пору рок еще не вышел из подполья – не существовало никаких электрогитар, наши умельцы сами собирали усилители, делали колонки. Люди были подвижниками. Даже когда ставили «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» в «Ленкоме», исполнителей только потом снабдили потрясающими синтезаторами и всеми необходимыми музыкальными инструментами. А вначале мы делали «Хоакина» практически на самопальной аппаратуре. И это был ни с чем не сравнимый энтузиазм. Просто очень интересно и захватывающе.

У меня такое ощущение, что рок-музыка как явление состоялась у нас в основном в 1970-е. После этого она бурно развивалась, демонстрировала очень интересные результаты – и философские в том числе. Потом начались просто перепевы, эксплуатация старого материала. Все это перешло либо в танцевальную сферу, либо в металл, в неприкрытый сатанизм. Творческий, утонченный рок, которым славились 1970-е, перестал существовать.

Алексей Рыбников: Мне важно естественное существование артиста на сцене

Про оперу

«Юнона и Авось» не просто не сходит со сцены, а на нее по-прежнему не попасть, и люди даже спекулируют билетами (к сожалению или к счастью). Спектакль поездил по миру и везде пользовался успехом, так что мы можем говорить о том, что способны создать что-то не просто свое, но проверенное временем.

Сегодня оперное искусство затормозилось, оно буксует на месте. И, честно говоря, эта современная режиссура в опере уже надоела. Сначала всё это казалось изобретательным, отдавало скандалом, вызывало шок, а сегодня очередное неожиданное прочтение классики никакого интереса уже не вызывает. Мы все уже видели, ко всему готовы. Так что отсутствие новых произведений и привело оперу к кризису. Пусть десять новых опер провалятся, но зато две будут успешными. Но сегодня ничего этого нет, и новые оперные произведения не появляются.

Пора соединить оперу с улицей, что я, собственно, и стараюсь делать – вернуть опере ее исконные традиции. Нельзя ограничиваться только бельканто. Спору нет, это замечательная, прекрасная традиция, но нужно признать, что есть и другие вокальные традиции, и они имеют право сосуществования на оперной сцене с другими традициями. Вот когда у нас в сознании рухнут эти рамки, может, это и приведет к появлению нового взгляда на оперу.

Про тенденции

Культура, конечно, уходит. И это связано с тем, что в Советском Союзе ей придавали большое значение. Таланты пестовали, талантам помогали, таланты ценили. Если мы вспомним композиторов –  Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, –  их на руках носили буквально, им давали государственные премии. Если [Виссариону] Шебалину дали Сталинскую премию за струнный квартет. Кому сейчас за струнный квартет дадут какую‑нибудь, не знаю, любую премию, хоть пять рублей? А там был еще, понимаете, хвост великой культуры дореволюционной. Это была система отношений профессуры Московской консерватории и студентов.

Для меня по-прежнему XIX век – эпоха великого созидания, XX век – эпоха разрушения устоев, когда все были революционерами – бездарными или гениальными. Стравинский, Прокофьев разрушали устои, не говоря о новых классиках – Арнольде Шёнберге, Антоне Веберне, Альбане Берге. После разрушения обычно наблюдается спад. И как только отгремел век революций, великих войн с колоссальными жертвами, наступил XXI век – эпоха деградации, разлада во всем. Но в то же время, как учила нас диалектика, в этом хаосе зарождается новая ступень, происходит обновление. Я не представляю себе Россию в условиях духовной деградации. Это было уже один раз в условиях большевизма, второй раз нам это не нужно. Мы должны духовно возрождаться и показывать пример миру. И музыка должна играть не последнюю роль. Музыка – наиболее тонкий инструмент человеческой психики, души, который иногда очень болезненно, иногда очень восторженно реагирует на то, что происходит в мире. И это не так, как «напишите кантату про Ленина или Сталина – это будет вашей реакцией на событие». Это подобно тому, что делали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, которые реагировали на болезненные процессы современного мира и даже предсказывали то, что будет.

Понятно, что зарабатывать можно популярными песнями. Симфоническая музыка же не кормит. Это может привести к тому, что академическая, симфоническая музыка вообще перестанет существовать, чего ни в коем случае нельзя допустить, потому что это визитная карточка любой страны. Когда говорят о том, что для вас Россия, то вспоминают о творчестве Толстого, Достоевского, Чайковского, Рахманинова… Остальное все неинтересно. А сейчас что перечислять-то? Хотелось бы, чтобы все-таки были композиторы, писатели, художники. За это нужно бороться.

Подготовила Юлия Чечикова

В тексте использованы фрагменты из интервью, опубликованных в различных российских изданиях 

Алексей Рыбников: Я всю жизнь провел в самоизоляции