Алексей Гориболь давно известен не только как пианист-виртуоз, но и как создатель оригинальных концертных и фестивальных проектов, сочетающих в себе музыку, театр, балет и кинематограф. Среди них: «Избранник юности», «Эскизы к закату», «Дни Бриттена в России», «Авангард Микаэла Таривердиева», «Художники и властители» и многие другие. Эти программы делаются не на один раз и известны далеко за пределами российских столиц. Неудивительно: каждый концерт поражает своей концепцией и глубиной истолкования. Театрализованная программа, представленная в Бетховенском зале Большого, – еще одно подтверждение незаурядности Гориболя-куратора (как он сам любит себя называть).
«Молот и серп» задумывался как приношение к 100-летию Октябрьской революции в ноябре 2017 года. Ложный звонок о «минировании» театра послужил причиной того, что его проведение пришлось отложить сначала на нео пределенный срок, а в конечном счете и вовсе – на следующий сезон. Программа ждала своего воплощения целый год, еще больше ждала публика – на сайте Большого задолго висела информация: «Билетов нет».
100-летие Октябрьской революции могло спровоцировать на выбор ура-патриотических сочинений. Однако Алексей Гориболь пошел совершенно по иному пути. Концерт открыла увертюра «Кориолан» Людвига ван Бетховена в переложении для фортепиано в четыре руки – произведение «героического» периода творчества композитора, который традиционно принято связывать с влиянием на него событий Великой французской революции. Так это или нет – можно спорить, но в России в первые годы после октябрьских событий Бетховен считался самым революционным композитором прошлых времен. Гориболь исполнил его вместе с Полиной Осетинской. Вот уже много лет они играют в дуэте и представляют невероятно гармоничный тандем, безукоризненный и в технической слаженности, и с точки зрения убедительности интерпретации.
Соната № 23, «Аппассионата», по преданию – любимое произведение вождя русской революции В. И. Ленина, стала вторым номером вечера. В претворении Осетинской, в чьем репертуаре много музыки Бетховена, соната звучала в тенденциях сегодняшнего дня: в ней не было ничего « сверхчеловеческого», напротив, она звучала зачастую очень интимно, с личным посылом и без всяких пафосных призывов. Лишь последние такты коды финала вспыхнули революционным огнем – но это скорее воспринималось как эффектная концовка, чем как итоговый вывод истории. Завершил первое отделение концерта «Гимн труду» (или «Хор рабочих») Ференца Листа для баса, мужского хора и фортепиано, написанный в 1848 году, когда Европу охватило пламя революций. К исполнению Гориболь привлек солиста Большого театра, баса Владимира Комовича и своего постоянного партнера, Камерный хор Московской консерватории под управлением дирижера Александра Соловьёва.
Идея составить программу первой части концерта из произведений Бетховена и композиторов-романтиков демонстрирует, пожалуй, очевидное стремление показать взаимосвязь между событиями в Европе XIX и России в начале XX веков. Однако, решение второго отделения выглядит весьма неожиданным и оригинальным: Гориболь посвящает его полностью музыке Исаака Дунаевского. Действительно, в творчестве композитора ощущается много энергии и надежд, сохранившихся от первых лет революции, от ее приподнятого порыва в будущее.
Дунаевский определил важнейший этап в истории советского музыкального творчества и, конечно, кинематографа. Он считается одним из создателей жанра кинокомедии в СССР. «Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» – писали в газетах. «Если Волга разольется» на стихи Василия Лебедева-Ку мача (к/ф «Вратарь»), «Как много девушек хороших» (к/ф «Веселые ребята»), «Песенка о капитане» (к/ф «Дети капитана Гранта»), «Марш энтузиастов» на стихи Анатолия Д’Актиля (к/ф «Светлый путь») и множество других культовых песен – это все уже стало классикой и прочно закрепилось в культурной памяти нашего народа.
Помимо песен из кинофильмов в исполнении Камерного хора Московской консерватории и солистов Большого театра Светланы Шиловой (меццо-сопрано), Екатерины Щербаченко (сопрано), Ивана Максимейко (тенор), Бориса Рудака (тенор), Константина Шушакова (баритон), а также приглашенной солистки Альбины Латиповой (сопрано) в программу вошли еще несколько произведений Дунаевского.
Уже первые такты песни «Славься, первый полководец» (стихи Михаила Инюшкина) насторожили: никакого бодрящего марша и прямолинейной бравады. Хор и солисты поют в той же европейской манере, в какой звучала до этого музыка Бетховена и Листа. Дальше – больше. Фактически все номера интерпретировались как высокая классика, и сближение песен и романсов Дунаевского с lied Шуберта и Шумана открыла нам поразительные лирические глубины.
Вся вторая часть вечера была не только концептуально, но и режиссерски продумана, солисты не только спели, но и «отыграли» свои номера. Иногда это выражалось в нескольких жестах, позах, но были и мизансцены. Екатерина Щербаченко в начале «Песни Анюты» (из кинофильма «Веселые ребята») вышла на сцену, спускаясь из зрительного зала, а Светлана Шилова, исполняя шлягер «Спи, мой мальчик» (из «Цирка»), кокетливо обняла Гориболя, сидевшего в этот момент за роялем. «Песня о Родине», указанная в программе финальным номером, не увенчала концерт: в завершение вечера все артисты спели знаменитую Колыбельную «Сон приходит на порог» на стихи Лебедева-Кумача из кинофильма «Цирк». Ее последние аккорды прозвучали в полной темноте: завершился не просто день – завершилась целая эпоха.