«Молот и серп»: ожидание длиною в год События

«Молот и серп»: ожидание длиною в год

В Бетховенском зале Большого театра состоялся долгожданный концерт, посвященный 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

Алексей Гориболь давно известен не только как пианист-виртуоз, но и как создатель оригинальных концертных и фестивальных проектов, сочетающих в себе музыку, театр, балет и кинематограф. Среди них: «Избранник юности», «Эскизы к закату», «Дни Бриттена в России», «Авангард Микаэла Таривердиева», «Художники и властители» и многие другие. Эти программы делаются не на один раз и известны далеко за пределами российских столиц. Неудивительно: каждый концерт поражает своей концепцией и глубиной истолкования. Театрализованная программа, представленная в Бетховенском зале Большого, – еще одно подтверждение незаурядности Гориболя-куратора (как он сам любит себя называть).

«Молот и серп» задумывался как приношение к 100-летию Октябрьской революции в ноябре 2017 года. Ложный звонок о «минировании» театра послужил причиной того, что его проведение пришлось отложить сначала на нео пределенный срок, а в конечном счете и вовсе – на следующий сезон. Программа ждала своего воплощения целый год, еще больше ждала публика – на сайте Большого задолго висела информация: «Билетов нет».

100-летие Октябрьской революции могло спровоцировать на выбор ура-патриотических сочинений. Однако Алексей Гориболь пошел совершенно по иному пути. Концерт открыла увертюра «Кориолан» Людвига ван Бетховена в переложении для фортепиано в четыре руки – произведение «героического» периода творчества композитора, который традиционно принято связывать с влиянием на него событий Великой французской революции. Так это или нет – можно спорить, но в России в первые годы после октябрьских событий Бетховен считался самым революционным композитором прошлых времен. Гориболь исполнил его вместе с Полиной Осетинской. Вот уже много лет они играют в дуэте и представляют невероятно гармоничный тандем, безукоризненный и в технической слаженности, и с точки зрения убедительности интерпретации.

Соната № 23, «Аппассионата», по преданию – любимое произведение вождя русской революции В. И. Ленина, стала вторым номером вечера. В претворении Осетинской, в чьем репертуаре много музыки Бетховена, соната звучала в тенденциях сегодняшнего дня: в ней не было ничего « сверхчеловеческого», напротив, она звучала зачастую очень интимно, с личным посылом и без всяких пафосных призывов. Лишь последние такты коды финала вспыхнули революционным огнем – но это скорее воспринималось как эффектная концовка, чем как итоговый вывод истории. Завершил первое отделение концерта «Гимн труду» (или «Хор рабочих») Ференца Листа для баса, мужского хора и фортепиано, написанный в 1848 году, когда Европу охватило пламя революций. К исполнению Гориболь привлек солиста Большого театра, баса Владимира Комовича и своего постоянного партнера, Камерный хор Московской консерватории под управлением дирижера Александра Соловьёва.

Идея составить программу первой части концерта из произведений Бетховена и композиторов-романтиков демонстрирует, пожалуй, очевидное стремление показать взаимосвязь между событиями в Европе XIX и России в начале XX веков. Однако, решение второго отделения выглядит весьма неожиданным и оригинальным: Гориболь посвящает его полностью музыке Исаака Дунаевского. Действительно, в творчестве композитора ощущается много энергии и надежд, сохранившихся от первых лет революции, от ее приподнятого порыва в будущее.

Дунаевский определил важнейший этап в истории советского музыкального творчества и, конечно, кинематографа. Он считается одним из создателей жанра кинокомедии в СССР. «Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» – писали в газетах. «Если Волга разольется» на стихи Василия Лебедева-Ку мача (к/ф «Вратарь»), «Как много девушек хороших» (к/ф «Веселые ребята»), «Песенка о капитане» (к/ф «Дети капитана Гранта»), «Марш энтузиастов» на стихи Анатолия Д’Актиля (к/ф «Светлый путь») и множество других культовых песен – это все уже стало классикой и прочно закрепилось в культурной памяти нашего народа.

Помимо песен из кинофильмов в исполнении Камерного хора Московской консерватории и солистов Большого театра Светланы Шиловой (меццо-сопрано), Екатерины Щербаченко (сопрано), Ивана Максимейко (тенор), Бориса Рудака (тенор), Константина Шушакова (баритон), а также приглашенной солистки Альбины Латиповой (сопрано) в программу вошли еще несколько произведений Дунаевского.

Уже первые такты песни «Славься, первый полководец» (стихи Михаила Инюшкина) насторожили: никакого бодрящего марша и прямолинейной бравады. Хор и солисты поют в той же европейской манере, в какой звучала до этого музыка Бетховена и Листа. Дальше – больше. Фактически все номера интерпретировались как высокая классика, и сближение песен и романсов Дунаевского с lied Шуберта и Шумана открыла нам поразительные лирические глубины.

Вся вторая часть вечера была не только концептуально, но и режиссерски продумана, солисты не только спели, но и «отыграли» свои номера. Иногда это выражалось в нескольких жестах, позах, но были и мизансцены. Екатерина Щербаченко в начале «Песни Анюты» (из кинофильма «Веселые ребята») вышла на сцену, спускаясь из зрительного зала, а Светлана Шилова, исполняя шлягер «Спи, мой мальчик» (из «Цирка»), кокетливо обняла Гориболя, сидевшего в этот момент за роялем. «Песня о Родине», указанная в программе финальным номером, не увенчала концерт: в завершение вечера все артисты спели знаменитую Колыбельную «Сон приходит на порог» на стихи Лебедева-Кумача из кинофильма «Цирк». Ее последние аккорды прозвучали в полной темноте: завершился не просто день – завершилась целая эпоха.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории