Олдмания московских улиц События

Олдмания московских улиц

Фестиваль «Территория. Кидс» впервые вышел на улицы столицы

Детский фестиваль современного искусства «Территория. Кидс» в этом году прошел в четвертый раз, изменив привычный формат. Впервые он состоялся летом. Впервые в качестве театральных площадок выступили уличные сцены столицы. Попав под крыло Департамента культуры Правительства Москвы, «дочка» взрослой «Территории» стала частью нового амбициозного проекта – Международного открытого фестиваля на улицах Москвы «Театральный бульвар». Получилось необычно, атмосферно, душевно. Благо и погода располагала: фестиваль прошел в первой половине июля, когда в столицу наконец вернулось лето.

Новый «уличный» формат «Территории. Кидс» – стопроцентный выход из зоны комфорта. Прежде всего потому, что традиционно фестиваль делал ставку на интеллектуальные спектакли и камерные постановки, а уличный театр апеллирует, прежде всего, к эстетике площадных представлений – простых для восприятия, ярких, энергичных, эпатажных. В этом смысле интересным опытом пересечения двух этих траекторий стал открывший «Территорию. Кидс» спектакль «Вафельное сердце» Юлии Пересильд, режиссера спектакля и арт-директора фестиваля.

«Вафельное сердце» – это трогательная история о детской дружбе, рассказанная через воспоминания пожилых героев. Ее автор – современная норвежская писательница Мария Парр, которую уже окрестили новой Астрид Линдгрен. Герои спектакля – девочка Лене (Юлия Пересильд) и мальчик Трилле (Павел Акимкин) – своими веселыми и эксцентричными выходками, а также ярким и экстравагантным внешним обликом, действительно, напоминали персонажей «Пеппи Длинныйчулок». Атмосфера буффонады на сцене контрастировала, а порой и конфликтовала с пронзительностью и трепетностью их монологов – о вафельных сердцах, которые пекла бабушка, или об отчаянном и искреннем порыве девочки найти через газетное объявление папу, «который должен быть хорошим и любить вареную капусту». Режиссерский расчет оказался точным: если на блестящую визуальную обертку спектакля и интерактивные игры с залом реагировала прежде всего юная аудитория, то глубина художественного текста отзывалась щемящей теплотой у взрослой публики и особенно у зрителей элегантного возраста, которых на «уличной» «Территории. Кидс» оказалось как никогда много. Не в последнюю очередь потому, что все мероприятия в этом году были бесплатными, и амфитеатр под открытым небом у Политехнического музея, где был показан спектакль, едва смог вместить всех желающих.

И все же подавляющая часть афиши нынешней «Территории. Кидс» была ориентирована не на эстетику уличного театра, а на традиционные театрализованные представления в формате open air. На протяжении одиннадцати дней они проходили параллельно на трех открытых площадках «Театрального бульвара» – вместительном амфитеатре у Политехнического музея, камерной сцене на Чистопрудном бульваре и потрясающе живописной Водной сцене на Патриарших прудах, открытой специально к фестивалю «Театральный бульвар». Кто знает, может быть именно магия места повлияла на то, что самые атмосферные и аншлаговые музыкальные события фестиваля случились именно на Патриках.

«Сказки Акстер» – совместный проект Петра Дранги и фестиваля «Территория. Кидс» – впервые был показан три года назад на Малой сцене Театра Наций в виде иммерсивного детского спектакля с музыкой. Опыт оказался успешным, и его решили повторить, адаптировав для новой летней сцены на Патриках. Сюрреалистичные детские истории о путешествии из песочницы прямо в открытый космос или о приключениях микроба Джеймса в человеческом ухе на этот раз ожили в концертном формате, но воспринимались не менее захватывающе благодаря художественному слову актрисы Александры Ребенок и завораживающему сопровождению DYP Orchestra под точным дирижерским прицелом Петра Дранги. Последний, будучи автором музыки и литературного текста спектакля, выглядел органично и в других сферах своей абсолютной монополии – роскошных соло на аккордеоне и обаятельном конферансе перед спектаклем, призывавшем взрослых слушать сказки, закрыв глаза, с полным погружением в фантастические миры. Ощущение нереальности происходящего, действительно, то и дело «накрывало» во время часового концерта-спектакля в первую очередь благодаря музыке, которую легко можно было бы представить в качестве саундтрека к какому-нибудь голливудскому блокбастеру. Головокружительные впечатления умножались невероятной красотой локации этой «музыки на воде», великолепным качеством звука (в том числе благодаря тонкой работе звукорежиссеров) и ласкающей прохладой водоема, столь желанной в знойный июльский вечер.

На джазовом концерте Анны Чиповской, признаюсь, была в числе тех зрителей, которые пришли на имя актрисы театра и кино, не зная о ее серьезном и многолетнем увлечении джазом. В своих интервью она рассказывает, что вокалу специально не училась, поет по наитию и открыла этот мир благодаря отцу – известному джазовому музыканту Борису Фрумкину. С ним и с музыкантами возглавляемого им оркестра Олега Лундстрема она была на сцене и в этот вечер, избрав для часовой программы классический набор «джазовых стандартов» с акцентом на репертуаре легендарной Эллы Фицджеральд. Глубокий тембр и классическая джазовая манера Анны Чиповской, действительно, напоминали, но не копировали «первую леди джаза». Let’s Call the Whole Thing Off, Lullaby of Birdland, The Man I Love – эти и другие композиции собрали толпы благодарных зрителей, разместившихся прямо на склонах по периметру Патриаршего пруда. В своем элегантном выступлении актриса не пыталась поразить редкими импровизациями, напротив, как будто нарочито следуя академичным трактовкам золотых хитов джаза. Но сделала ставку на сильные стороны, актерски разыграв выступление джазовой дивы и тем самым, вероятно, примерив свою давнюю мечту исполнить роль кого-то из своих музыкальных кумиров на сцене. Эта игра включала щедрую россыпь деталей, начиная с эффектного выхода на сцену прямо с берега за минуту до начала концерта, манкости манер, убийственных стрел-взглядов в адрес мужчин и пленительного внешнего облика в стиле old money. Если это и была «жизнь в розовом цвете» (La Vie en Rose), о чем когда-то пела легендарная Эдит Пиаф и вторила в своем исполнении Анна Чиповская, то ее с удовольствием примерили на себя зрители «Территории. Кидс», среди которых были те, кто после концерта признавался, что именно в этот вечер открыл для себя магию джаза. Не в последнюю очередь ослепленный глянцевым блеском мира олдмании, который так органично вписался в ландшафты московских улиц.

Праздник для современных детей

На самокате в светлое будущее Мнение

На самокате в светлое будущее

Авторы «Музыкальной жизни» подводят итоги сезона 2024/2025

Должок и любовь События

Должок и любовь

В «Геликоне» поставили оперу Стравинского «Похождения повесы»

Эрос для Танатоса События

Эрос для Танатоса

Давид Херман и Владимир Юровский представили в рамках Мюнхенского оперного фестиваля новое прочтение «Дон Жуана»

Конкурс в лицах События

Конкурс в лицах

Завершились прослушивания VIII Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра