В канун 190-летия со дня открытия здания Большого театра, построенного Осипом Бове, мы стали свидетелями прекрасного праздника, названного, как и в далеком 1825-м, «Торжество муз». Тогда в спектакле аллегорически изображалось, как Гений России с помощью музыки создавал прекрасный храм искусства, звучали сочинения Алябьева и Верстовского, к артистам оперной и балетной труппы присоединились актеры Малого театра. Устроители нынешнего концерта, который хочется назвать «действом» (режиссер Владислав Колпаков), стремились придать ему масштабность, даже грандиозность, напомнить о значении Большого как храма искусств. Словно сойдя с плафона зала, музы – Эрато (муза любовных песен), Эвтерпа (муза лирики), Полигимния (муза священных гимнов), Мельпомена (муза трагедии) неоднократно появлялись благодаря эффектному видеоизображению на огромном экране сцены, становясь участницами происходящего.
Для воплощения концепции музыкально-поэтической композиции были привлечены разнообразные исполнительские силы: четыре органиста, Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва (он же был дирижером и в инструментальных номерах), ансамбль скрипачей и ансамбль солистов оркестра ГАБТ, вокалисты, солисты-инструменталисты.
Драматический актер и чтец Петр Татарицкий вел концерт, выразительно исполняя стихи Г. Державина, Ф. Петрарки, А. Фета и современных поэтов Ж. Ануя, К. Филипповой, Х.Л. Борхеса. Удачно подобранная поэтическая канва составила единое целое, опорами которого стали темы творца и творения, творческого вдохновения и художественно переосмысленного восприятия мира. Прекрасные стихи сопутствовали музыке, дополняя и усиливая ее воздействие.
Доминантой вечера оставался орган, придавший сакральную торжественность концерту-представлению – формату, несомненно, удачному для изначально театральной сцены. Органисты с разных концов света – из Петербурга и Казани, Рима и Москвы – объединились в желании показать публике уникальные возможности «короля инструментов». Звуковые волны органа то мощно наполняли огромный зал, то растворялись, истаивая в тончайшей прозрачности. Трудно переоценить такое пиршество звуков… Потрясенные зрители видели инструмент (вернее, его игровую кафедру), стоящий на сцене, слышали его, но трубы органа оставались невидимыми, спрятанные на 10-метровой высоте над сценой. Органисты сменяли друг друга, играя соло или в соединении с хором и оркестровым ансамблем, а также аккомпанируя певцам и солистам-инструменталистам. Гала-концерт стал впечатляющей демонстрацией как мастерства артистов, так и многообразных возможностей нового органа Большого театра.
Горячий отклик у публики вызвала грандиозная Токката и фуга ре минор Баха в блистательном исполнении Даниэля Зарецкого (главы органного класса Петербургской консерватории). Яркое впечатление оставили пьесы Мусоргского из «Картинок с выставки», прозвучавшие у ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина (в его же транскрипции для органа). Нежнейшие, словно хрустальные голоса органа в высочайшем регистре в «Балете невылупившихся птенцов» сменились жутковато мрачным «Полетом Бабы-Яги» и ослепительно роскошным звучанием «Богатырских ворот». Былинную мощь последней пьесы усилил видеоряд, показав нам картинки художника Гартмана (друга Мусоргского) – от игрушечных размеров ворот в постепенном увеличении до грандиозных «Врат в Киеве».
С интересом были восприняты малоизвестные нашим слушателям две сонаты для органа, принадлежащим композиторам XVIII века – Б. Галуппи и Дж. Моранди. Отметим отточенное мастерство штатного органиста Ватикана Джанлуки Либертуччи. Орган у музыканта прекрасно сочетался с хором и струнным ансамблем во время исполнения блестящей первой части из кантаты «Gloria» Антонио Вивальди. Итальянский музыкант, обратившийся в своем выступлении только к творчеству соотечественников – композиторов XVII–XVIII веков, – тонко аккомпанировал в прелестной арии А. Скарлатти «Солнце Ганга», которую спел тенор Сергей Радченко.
Особое место в концерте заняло исполнение фрагментов из оперы А. Алябьева «Буря» по пьесе Шекспира. Показательно, что в эти дни в Москве состоялась мировая премьера этого сочинения, рукопись которого теперь удалось восстановить, и которая около 175 лет ждала своего часа быть услышанной.
Интермедия для органа и хора открыла исполнение. У певцов Александры Кадуриной и Сергея Радченко свежо и выразительно прозвучал дуэт лирических героев Миранды и Фердинанда. Драматический и таинственный монолог загадочного Просперо прекрасно сыграл Петр Татарицкий. В этом алябьевском блоке органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, искусно продемонстрировала возможности органа как аналога симфонического оркестра.
Лирическими кульминациями концерта стали композиции на текст «Ave Maria», которые мы услышали в разных интерпретациях композиторов XVII–XIX веков. Получилась своего рода серия из похожих, но в то же время разных сочинений. Каждое исполнение «Ave Maria» стало откровением, проникающим в глубину постижения самого светлого и отрадного для человека Образа. Певица Светлана Шилова запомнилась в «Ave Maria» Л. Люцци своим глубоким бархатным, «берущим за душу» тембром, поддержанным не только органом, но и благородной кантиленой виолончели Бориса Лифановского.
Венере Гимадиевой большой успех принесло исполнение «Ave Maria» Баха–Гуно. Нежный и чистый голос певицы отличает особая трогательность, что по достоинству оценила публика. Она же солировала в пьесе Каччини, прозвучавшей в интересной транскрипции для голоса, трубы (солист оркестра А. Корнильев) и органа (Е. Кривицкая). Труба прекрасно сочеталась с голосом и органом, причем исполнитель показал мастерство импровизации, введя некоторые джазовые элементы в свою игру. А возвышенная молитвенность «Ave Maria» Шуберта, прозвучавшей в версии для ансамбля скрипачей и органа (Р. Абдуллин), была прочувствована «без слов».
Концерт закончился ликующей «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Генделя, где в радостной юбиляции объединились Камерный хор Московской консерватории, орган, ансамбль солистов оркестра Большого под управлением Александра Соловьёва. Начальный хор «Гром победы раздавайся» О. Козловского на стихи Г. Державина, ставший гимном России в эпоху Екатерины, торжественный и величественный, открыл концерт; вместе с заключительным хоровым номером он составил достойную оправу для органного праздника в Большом.