Нина Стемме: Бельканто –  ​основа Вагнера События

Нина Стемме: Бельканто – ​основа Вагнера

В Шведской Королевской опере в Стокгольме состоялась церемония вручения Приза Биргит Нильссон, обладательницей которого стала всемирно известная сопрано Нина Стемме

Размер этой самой большой в мире премии в области классической музыки – ​девять миллионов шведских крон или миллион долларов – ​дал основание сравнить ее со знаменитой Нобелевской премией. И хотя Приза Биргит Нильссон удостаиваются лучшие из лучших активно действующих музыкантов и институций «за неиссякаемый потенциал», выдающиеся и продолжающиеся «достижения и вклады» в искусство, президент Фонда Биргит Нильссон – ​Рутберт Райш предпочитает не сравнивать эти премии, оставляя за каждой право считаться уникальной.

Прославленная шведская оперная сопрано Биргит Нильссон учредила свой Фонд еще при жизни. Первым счастливым обладателем Премии имени Биргит Нильссон стал Пласидо Доминго, получивший ее в 2009 году. Увесистая, почти 3 кг статуэтка в виде гордо стоящей певицы в тоге, с пышной шевелюрой и мгновенно узнаваемым орлиным профилем была выполнена Густавом и Уллой Крайц. С тех пор премия была вручена еще дважды – ​маэстро Риккардо Мути в 2011-м и в 2014-м – ​Венскому филармоническому оркестру. Певице Нине Стемме, которая получила драгоценную награду из рук короля Карла XVI Густава, выпало счастье быть удостоенной Приза Биргит Нильссон в год 100-летия ее великой соотечественницы, что указало мировому сообществу на нее как на абсолютную преемницу традиции великой La Nilsson. Неслучайно Stemme в переводе со шведского означает «голос». Нина Стемме (НС) редко дает интервью, но по такому особому случаю она ответила на вопросы Владимира Дудина (ВД) на пресс-конференции в «Золотом фойе» Шведской Национальной оперы.

ВД Нина, мир действительно знает вас как выдающуюся вагнеровскую и штраусовскую певицу. А в 2017 году вы пели Катерину в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича на Зальцбургском фестивале. Думаю, немногие догадываются, что в вашем репертуаре есть и камерная музыка. До сих пор помню ваш сольный концерт с Даниэлем Баренбоймом в Штаатсопер на сцене Шиллер-театра в Берлине. Какую роль играют камерные сочинения в вашем творчестве?

НС Я бы даже уточнила, что в мир оперы я пришла из камерной музыки: я играла на альте в составе струнного квартета. Поэтому камерная музыка живет в моей душе, и при мало-мальски удобном случае я к ней возвращаюсь, хотя, когда поешь, скажем, Брунгильду, то переходить с одного на другое крайне проблематично даже с перерывом не то что в день, а в два дня. Поэтому увеличить долю камерной музыки в моем творчестве – это пока светлая мечта, которую я нежно холю и лелею в мыслях.

Камерная музыка хороша уже тем, что открывает мне возможность тесного взаимодействия с музыкантами одного уровня, будь то певец, пианист, скрипач. Вы зависите друг от друга все время выступления, должны вслушиваться, «ловить» друг друга, предчувствовать, двигаясь в одном направлении. И – главное: вы находитесь в теснейшем контакте только с музыкой. Вам не надо заботиться о костюме, мэйкапе, освещении.

ВД Ваши любимые пианисты?

НС Честно говоря, я недостаточно много с ними сотрудничаю. Но, конечно, мне очень нравится, когда возникает шанс поработать с такими мастерами, как маэстро Даниэль Баренбойм или Тони Паппано, я их обожаю. Мне доставляет громадное удовольствие творить с пианистами-дирижерами, тем более с теми, с которыми пою большой оперный репертуар. Я много работала с Матти Хирвоненом, шведским пианистом с финским именем. Он восхищает меня тем, что в музыке – всегда с тобой и «поет» на фортепиано. Иногда ведь, не буду скрывать, бывает, вы слышите, что пианист интерпретирует музыку несколько отлично от тебя. Словом, после разговора с вами мне захотелось поскорей вернуться к камерной музыке.

ВД Вы наверняка не раз сравнивали подход к музыке и слову у двух Рихардов – Штрауса и Вагнера.

НС Их, конечно, невозможно вот так соединять, они очень разные. У Штрауса ясная вокальная линия для сопрано. Он, как известно, сам не сочинял литературный текст, «добавляя» музыку к уже готовой поэтической истории, особенно к текстам Гофмансталя, который много писал для театра. Штраус в этом смысле был более интуитивный, и мне очень близка его интуиция, дающая уверенность мне как актрисе, открывающая мои драматические таланты во время исполнения. Я веду диалог с его гением. В операх Штрауса вы можете наблюдать за героями, которые ведут себя как в повседневности, в реальной жизни, как обыкновенные люди. Вагнер – это мир идей, идеалов. Он сам сочинял слова для своих опер, усиливая их музыкой. С Вагнером я вступаю в сотворчество. Вагнер выбирал в качестве героев богов. Но попадая в их тоги, певцы начинают творить человеческое измерение, проецируя эти «игры богов». Музыка Вагнера, таким образом, делает его намного более гуманистическим художником. Но двух Рихардов объединяет то, что оба были субъективны. Каждый отражал в своих композициях перипетии личной жизни. Взять хотя бы «Женщину без тени» Штрауса, где есть сцена перебранки Жены красильщика и Барака, которые словно бы заимствованы со страниц биографии. Но и у Вагнера вы постоянно встречаете в операх отражения ситуаций из его жизни. Об этом всегда забавно думать, когда что-то начинаешь анализировать во время работы в том или ином спектакле. Но ведь они и в самом деле – всего лишь люди.

ВД От разных певцов я часто слышал, что Вагнера надо петь в манере бельканто.

НС Сам Вагнер действительно об этом говорил. Я, в свою очередь, слышала от кого-то, что певец должен больше декламировать текст в операх Вагнера, разумеется, в рамках музыкального контекста и своих вокальных возможностей. Но всегда надо помнить, что у вас есть только один шанс исполнить текст Вагнера, «поймать» его раз, потому что реприз в нем нет. Поэтому текст надо исполнять, прежде всего, правильно, чтобы он был понятен. Вагнер хотел, чтобы «Лоэнгрина» и «Тангейзера» исполняли бельканто, чтобы поверить в характеры героев. Бельканто, безусловно, помогает – это основа Вагнера. Если же вы будете чеканить каждый слог, то это будет попросту невыносимо.

ВД Что помогает вам находить верные образы своих героинь?

НС Я ищу идеи и образы повсюду, например, когда посещаю выставки. К сожалению, у меня недостаточно времени, чтобы читать книги по теории и истории или что-то подобное. Но я смотрю много фильмов. Полученные впечатления стараюсь «переправить» в сторону портретов своих героинь, разумеется, учитывая при этом пожелания того или иного режиссера.

ВД Вспоминаете свою работу с Валерием Гергиевым в Концертном зале Мариинского театра?

НС Представьте себе, я даже еще не слышала этот диск, разве что однажды какие-то фрагменты. Выступления в Петербурге, запись диска были совершеннейшим безумием. Я параллельно летала в Цюрих на «Ариадну на Наксосе» Штрауса, где исполняла партию Примадонны. Все происходило в режиме «здесь и сейчас», в суматохе самой жизни, в формате «приехал – спел». Но Валерий Гергиев фантастичен, потому что умеет быстро улавливать намерения певца, кожей чувствует и кожей дирижирует. Чем лучше вы знаете музыку, тем больше у вас возможностей творить с этим дирижером. Мне очень нравилось делать музыку с ним и его оркестром. Но было так много работы, что я чувствовала себя попросту выпотрошенной и не могла поверить, что я так долго способна петь партию.

ВД Какой самый главный урок вы извлекли из общения с Биргит Нильссон?

НС Когда мы познакомились, я была лирическим сопрано, но восхищалась ее ранней зрелостью, основательностью, понимая, что все это – реальность, все это исправно работает. Она ведь во многом сама себя выковала в вокальном плане. Вот этому я и училась у нее.

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»