Еще в ковид разменяв полвека совместной сценической жизни, супербратья Маэлы выпустили очередной занятный альбом (общее количество пластинок близится к тридцати), чему впору обрадоваться не только фанатскому пулу, но и тем, кто по мистическим причинам за Sparks не следит, попросту ничего о них не зная.
Назван диск угрожающе, обложка под стать, хотя по-настоящему грозят братья последние лет восемь лишь одним: сделать каждую следующую пластинку еще круче. Их новый необыкновенный взлет пришелся именно на недавние времена, что скорее удивительно для oldies (много ли среди них всамделишных goldies?). Любой из поздних релизов, начиная с Hippopotamus (2017), годится для первого знакомства с группой, наравне со «спарксовской» классикой 1970-х. Однако свежая запись как бы суммирует все лучшее от нынешних Рона (которому в августе восемьдесят) и Рассела (в октябре ему будет семьдесят семь), да и от прошлых, но омодернившихся в звуковом плане, оттого самое правильное решение – двинуться прямиком в MAD! Предыдущие три пластинки Sparks выпускались крупными всемирно известными лейблами. Последний альбом вышел на независимом лондонском Transgressive Records, где, в частности, записывал свои сольные мысли фронтмен Blur Дэймон Албарн.
Что же здесь лучшее, на этом братском диске? Обобщая и академизируя (непременно постиронично!), можно сказать так: отсутствие мелодического паралича. Для знающих Sparks это не новость: «цепляющие мелодии» (сatchy melodies все же попристойнее звучит) всегда были их «солью», как и стебные тексты. Если же погрузиться в музыкальную событийность каждого из новых треков, то, слышится нам, ключевых среди них нет. Неделимое, концептуально ровное и в то же время эклектичное в мелких, но значительных деталях звуковое полотно, «лоскутное одеяло», «укрываться» которым получится минут сорок (приятно; за двухчасовыми «глыбами» – к Майклу Джире и Swans, которые, кстати, также отличились в этом году новым альбомом, по-своему прекрасным, хотя и предсказуемым, но, как сказал один великий писатель: «А кого еще повторять?»). Впрочем, любители «баллад» наверняка оценят по достоинству «преданность» музыкантов, выцепив для себя пятый трек. Рон Маэл уверяет в британском радиоинтервью, что My Devotion – серьезная песня о любви, без «подмигиваний». Младший брат ему вторит, говоря, что герой даже готов нанести на себя тату любимой девушки (одного ее имени на ботинке ему мало). Но мы вслед за интервьюером, подчеркивающим, с каким ехидством Рассел Маэл произносит слово tattoo, не поверим в романтический наив братьев, памятуя об их бессмертных шлягерах 1982 и 2006 годов: Angst in My Pants и Dick Around.
Из необычного на альбоме MAD! – почти что металлизированность уже привычного для Sparks глэма в третьей вещи Hit Me, Baby! (да икнется, лирически, Марку Болану из T. Reх!), а также игры в готик-индастриал (Running Up a Tab at the Hotel for the Fab; номер четыре). Stravinsky’s Only Hit с альбома 2020 года A Steady Drip, Drip, Drip обрел сейчас пару – I-405 Rules (трек восемь): безумная плясовая.
Бесспорно, старикам тут, в нашем рецензийном ряду, место. Да и какие они старики… Откроем глаза, посмотрим видео: даже не молодящиеся старики, совсем иное «тесто»! «Заморозив» время в себе, Sparks по-прежнему чутки к окружающей музжизни, но не растворяются в ней, а подчиняют ее собственным композиторским нуждам.
Do Things My Own Way – чеканно манифестирует вокалист в заглавном прогрессив-поп-треке, задавая тон целому. Что может быть вменяемее в сегодняшнем mad-мире?