Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Летний фестиваль Римской оперы в Термах Каракаллы ведет свою историю с 1937 года, когда в Италии наиболее активно продвигали популистскую повестку о том, что искусство должно принадлежать народу. С небольшими перерывами этот знаковый проект муссолиниевской эры дожил до наших дней, не растеряв своего фокуса на массовость: на протяжении полутора летних месяцев здесь традиционно дают почти три десятка спектаклей под открытым небом – опер, балетов и концертов, – и только популярные названия: в 2025 году это были «Травиата», «Дон Жуан», «Болеро» Бежара и «Весна священная» Пины Бауш, Carmina Burana. Особняком в программе значилась «Вестсайдская история» Бернстайна в постановке Дамиано Микьелетто, но ее мне не удалось застать.

Имя самого знаменитого итальянского оперного режиссера среднего поколения Дамиано Микьелетто хорошо знакомо и российским опероманам, хотя бы по его постановке «Путешествия в Реймс» в Большом. «Музыкальная жизнь» неоднократно писала о его премьерах в разных театрах мира – и о «Скотном дворе» Раскатова в Амстердаме и Вене, и о его «Вильгельме Телле», ознаменовавшем сотрудничество Микьелетто с бывшим тогда главным интендантом Teatro Massimo в Палермо Франческо Джамброне. В декабре 2021 года Джамброне возглавил Римскую оперу, а значит, и фестиваль Caracalla, а Микьелетто стал в этом летнем сезоне художественным руководителем Caracalla — первым худруком в новейшей истории фестиваля, которому Джамброне предоставил, по его собственному выражению, карт-бланш.

Рыба моя

Тему фестиваля в этом году Микьелетто обозначил как Tra sacro e umano, что можно перевести как «Между священным и человеческим». Для Вечного города 2025-й – особый год, год очередного «юбилея» (Giubileo), отмечаемого раз в двадцать пять лет (с 1300 года), когда миллионы католиков совершают паломничество в римские базилики. Юбилей напоминает Олимпиаду: группки молодых людей из самых разных католических стран ходят по Риму с песнями и кричалками, завернувшись в национальные флаги и радостно приветствуя друг друга, привнося совершенно уникальную атмосферу братства детей разных народов, которую настоящая Олимпиада уже давно утратила. Юбилей стал настоящим вызовом для римлян и города, но за толстые стены Каракаллы вся эта суета не проникла.

За священное в программе фестиваля отвечали оратория Генделя La Resurrezione («Воскресение») и Carmina Burana Орфа. Хотя тоже с некоторыми оговорками: Генделя поставила молодая режиссер Илария Ланцино, наложив на канонические тексты современную драматическую историю, с декорациями и костюмами, скорее напоминающими о жанре рок-оперы. Зато две оперные постановки – «Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой – вышли очень человеческими. Микьелетто, сам находящийся на пороге пятидесятилетия, сделал ставку на более молодых и неитальянских режиссеров. Даже для итальянки Ланцино постановка Генделя стала итальянским дебютом, до этого она работала в Германии и Польше.

«Дон Жуан», над которым вместе с Бархатовым трудилась его постоянная команда – художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили и художник по свету Александр Сиваев, – стал первой оперной постановкой на новой площадке фестиваля, в руинах базилики Максенция. Это знаковое сооружение XIV века, называемое Римским храмом, – самое большое сооружение римского Форума и последняя постройка Римской империи. В сохранившейся арке центрального нефа расположили сцену. На ней постановщики выстроили луна-парк с настоящим колесом обозрения, идеально вписавшимся в окружность арки. Собственно, эта эстетика и определила весь спектакль: попкорн и сладкая вата, детский паровозик и ростовые куклы в костюмах Губки Боба и Единорога. Именно в луна-парке, еще в увертюре, и разворачивается трагедия, ключевая для режиссерского решения: маленький мальчик приходит в парк со своими родителями, но, защищая задерганную мать от постоянных нападок деспотичного отца, случайно его убивает. Это та самая детская травма, которая формирует Дон Жуана: маленький мальчик в увертюре – это, конечно, и есть Дон Жуан, тогда как его отец оказывается Командором, а мать, не защитившая сына и даже ни разу не посмотревшая на него, приняв сторону мужа-мучителя (созависимые отношения, не иначе), неотступно и покорно следует за своим супругом и после его смерти. То есть явление Командора у Бархатова – это всегда двое, только мать в этой паре лишена голоса. Травма Дон Жуана – что с ним случилось, как он стал тем, кем стал, – вопрос, который себе задает режиссер, и дает очень понятный ответ. Травмированные мужчины, становящиеся абьюзерами, – вот они, настоящие герои нашего времени и психологических постов в соцсетях, и современное общество, по крайней мере, женская его часть, таких не осуждает, а пытается понять и жалеет.

На этом можно было бы и закончить анализ спектакля, потому что все дальнейшее действие вытекает из этой завязки, и лишенное других привнесенных извне придуманных конфликтов погрязает в оперной рутине. Разве что отмечу революционный образ самого Дон Жуана в исполнении Роберто Фронтали – это совсем не молодой повеса, движимый страстями, а скорее пожилой скучающий аристократ, привыкший удовлетворять любой свой каприз за свои же деньги. Фронтали – очень возрастной Дон Жуан, тем не менее это выступление стало его дебютом в одной из самых желанных партий в мировом оперном репертуаре. Конечно, оперная постановка, особенно в случае оперы Моцарта, это не столько про режиссерское решение, сколько про то, кто и как поет. Но, к сожалению, исполнителям и музыкальному руководителю спектакля Алессандро Кадарио не повезло с подзвучкой, так что музыкальная часть порой вызывала раздражение и отвлекала от драмы. И неожиданно на первый план вышли мужские образы, тогда как мы привыкли, что Дон Жуан – это про женщин, но именно почти второстепенные персонажи вроде Дона Оттавио (Антони Леон) или Мазетто (Михай Дамиан) режиссеру особенно удались. Не говоря уже о Лепорелло (Вито Прианте). Кажется, что его сочувствие – на их стороне, а не на стороне донн-истеричек (Донна Анна – Надя Мхантаф, Донна Эльвира – Кармела Ремиджио) или слишком психически здоровой и активной Церлины (Элеонора Беллоччи).

 

И совсем наоборот воспринималась «Травиата» – даже на огромной сцене Терм Каракаллы (основной площадки фестиваля) режиссеру Славе Даубнеровой удалось создать если не монооперу, то настоящую монодраму молодой и яркой женщины. Женщины уникальной, бросающей вызов и жизни (обществу), и самой смерти, и именно смерть становится ее действительным и единственно достойным конфликта партнером, а совсем не вялый герой-любовник. Этот конфликт тоже обозначен уже в увертюре, смерть появляется на сцене в максимально узнаваемом виде: солистка балета в костюме скелета вступает в непосредственный пластический диалог со своей жертвой – изможденной, с трудом передвигающейся на костылях, – потом несколько раз напоминает о себе похоронными процессиями гостей на балу или танцовщицами с косами (в данном случае речь о прическах) и закрытыми траурными покрывалами лицами. Режиссер не скрывает, что именно отношения со смертью и осознание того, как коротка наша жизнь, стали для нее главным мотивом. Виолетта обладает огромной жаждой жизни, но ее тело ее подводит, оно оказывается хрупким и больным. В своих интервью Даубнерова рассуждает о том, как мы малы относительно того, что было до нас и что останется после нас, и эта мысль подчеркивается антуражем античных руин.

 

Огромной удачей и для режиссера, и для зрителей стало приглашение на заглавную партию американской сопрано Коринн Винтерс (в 2024 году она удостоена приза Oper! Awards как лучшая певица года). Трудно представить кого-то другого на ее месте, настолько интересна и органична стала ее интерпретация сложнейшего образа – не только вокальная, но и драматическая, пластическая. Ей очень идут провокационные костюмы, она остается царицей и полуголой, и в неглиже, и в бальном платье, а в финале – в ортопедическом корсете и с лысой головой. А с каким уважением относится к ней режиссер, не допуская у зрителя даже мысли о порочности своей героини. Винтерс приковывает внимание к себе в любой точке сцены и музыкального действия, превращая всех окружающих в необязательных статистов. Особенно ярко эта мысль «звучит» в финале, когда Виолетта остается один на один со своей трагедией, и даже в любовном дуэте к ней никто не приближается – и прекрасный возлюбленный (Альфред – Пётр Бушевски), и его благородно раскаявшийся отец (Жорж Жермон – Густаво Кастильо) до последних тактов остаются в почтительном и безопасном отдалении. Винтерс отыгрывает свою роль так, что многотысячный зал невольно взрывается в аплодисментах в самых тихих и трагических местах.

Самая известная опера Верди, отданная в распоряжение женщины-режиссера славянского происхождения, – это уже вызов для итальянской публики. Но римский дебют Даубнеровой, которую мы знаем по постановке «Лолиты» Щедрина в Мариинском, определенно удался. В этом убеждает уже то, как мастерски она вместе со сценографом Александре Корадзолой справилась с огромным и очень специфическим сценическим пространством, сконцентрировав его до микромира своей героини, создав интимность в античной руине. И в отличие от постановщиков Моцарта или Генделя, Даубнеровой для этого совсем не потребовалось переносить классический сюжет в новое время, у нее получился вневременной спектакль, самыми современными деталями которого стали больничная кровать и прожектор, но ведь и в XIX веке больницы сверкали лампами и металлом. Главный же элемент декорации – это чистый символизм: огромный женский бюст занимает половину сцены, в финале раскалываясь пополам и обнажая бездну смертного отчаяния героини.

Убийство в Римском цирке

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории