Дом с «Мезонином» События

Дом с «Мезонином»

Massive Attack и Элизабет Фрейзер объединяются, чтобы отпраздновать двадцатилетие лучшего трип-хоп альбома

Празднование даты началось с того, что группа выпустила свою самую успешную пластинку в виде ДНК‑спрея. Если его распылить на поверхность, а потом отскоблить, то получившаяся пыль может воспроизвести все одиннадцать треков с альбома. При условии, что вы найдете специальный проигрыватель, конечно. В 2019 году группа поедет в юбилейный тур. Почему это уникальное в своем роде событие, попробуем разобраться.

К моменту выхода «Mezzanine» Massive Attack имели за плечами два успешных альбома. Дебютный «Blue Lines» (1991) стал каноническим для жанра трип-хоп, а также рассорил ребят с вокалисткой Шарой Нельсон, подарившей свой вокал для хитов «Unfinished Sympathy» и «Safe from Harm». На следующей пластинке «Protection» (1994) коллектив сумел избежать «проклятия второго альбома», но лишился еще одного участника – Трики (отправился в сольное плавание и через год выпустил культовую пластинку «Maxinquaye»).

К 1997 году коллектив Massive Attack состоял из трех музыкантов: Гранта «Daddy G» Маршалла, Роберта «3D» Дель Найи и Эндрю «Mushroom» Ваулза. Именно в этом году было решено приступить к записи третьего альбома под рабочим названием «Damaged Goods».

Запись пластинки проходила очень тяжело. Дель Найя и Маршалл решили уйти от тягучего мелодичного звучания предыдущего альбома в более депрессивно-параноидальную историю. Дошло до того, что участники записывались в студии по отдельности. Финальным аккордом, отразившимся на дальнейшей судьбе группы, стала работа над треком «Teardrop» («Слеза»), по иронии судьбы ставшим визитной карточкой Massive Attack. Основа для композиции была придумана продюсером группы Нилом Дэвиджем, а также Эндрю Ваулзом. Дель Найя же долго переживал, что песня получается очень простой, а самое главное – было неясно, кто исполнит вокальную партию. Ваулз очень хотел пригласить Мадонну, с которой Massive Attack уже записывали кавер на «I Want You» Марвина Гэя, и тайком послал черновой материал певице. В ответ Ваулз получил восторженное согласие. Однако Дель Найя и Маршалл, в свою очередь, ангажировали Элизабет Фрейзер из легендарной шотландской группы Cocteau Twins. Обладательница волшебного голоса на тот момент переживала гибель своего друга, музыканта Джеффа Бакли. Это придало композиции дополнительную глубину. Ваулз покинул коллектив, так и не сумев простить товарищей за демарш. Злосчастный «Teardrop» до сих пор присутствует в эфирах радиостанций по всему миру, а его вступление было использовано в открывающих титрах культового сериала «Доктор Хаус».

Альбом «Mezzanine» вышел в апреле 1998 года и стал самым успешным для Massive Attack и жанра трип-хоп в целом. Состоящий из калейдоскопа сэмплов – от Айзека Хейза до The Cure – он поражал необычным и свежим звучанием. А в конце тысячелетия, когда авторитетные музыкальные издания принялись составлять списки лучших альбомов всех времен и народов, попал почти в каждый из них. До сих пор ни одна запись группы не приблизилась к величию «Mezzanine».

На дворе 2018 год, Massive Attack уже четыре раза побывали в Москве. Застать их выступление в Европе тоже не проб­лема, но как-то уже не хочется. Зачем из года в год смотреть одно и то же шоу и слушать «Teardrop» в бездушном исполнении Мартины Топли-Бёрд (кстати, бывшей девушки Трики)? Видимо, ребята это тоже понимают, и поэтому в тур, посвященный юбилею их главного альбома, берут с собой Элизабет Фрейзер. Послушать «Teardrop» и «Black Milk» в оригинальном исполнении – бесценно. Лучше может быть только воссоединение шведов The Knife. Причем стоит поторопиться, потому что событие без преувеличения историческое, и на некоторые концерты уже sold out.

Влад Микеев,
программный директор радиостанции «Серебряный дождь»

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»