22 декабря в Петербурге официально открылся XIII Международный фестиваль «Лики современного пианизма». Однако фактически начался фестиваль гораздо раньше – 13 декабря. Преддверие «Ликов…» получилось весьма ярким: в ансамбле выступили известные пианисты Вадим Холоденко и Алексей Курбатов, сольный концерт дал Пётр Андершевский, а с камерной программой выступил Пётр Лаул. И даже в день открытия фестиваля официальный старт предварял концерт класса профессора Шанхайской консерватории Чжэ Тана.
Собственно открытие в этом году состоялось сразу на двух площадках. В Концертном зале в дневном концерте выступил Сергей Бабаян, исполнивший вместе с Валерием Гергиевым концерт В.А. Моцарта для фортепиано с оркестром № 25, KV 503. Игра Бабаяна никогда не соответствует стереотипам. Ему удается, не нарушая стиль, демонстрировать подчас довольно смелые решения. Его Моцарт – романтичный, одухотворенный и интровертный. Бабаян не исполнял, а любовался интонацией, словно купаясь в лучах моцартовской музыки. Второе отделение было посвящено одному из самых известных сочинений Мориса Равеля – хореографической симфонии «Дафнис и Хлоя». Разумеется, хореографии на сцене не было, но невероятно живая, запредельная по уровню воплощения игра оркестра, ведомого маэстро Гергиевым, рисовали, казалось, живые картины античного действа.
Второй концерт-открытие состоялся в Мариинке-2. По традиции в нем принял участие, пожалуй, самый частый партнёр Гергиева по сцене пианист Денис Мацуев. В первом отделении вновь прозвучала «Дафнис и Хлоя». А второе открыл концерт №1 соль минор, соч.25 Феликса Мендельсона в исполнении юной звезды крупнейших международных юношеских конкурсов Александры Довгань. Обаяние ее игры, одарённость, трогательность образа не оставили равнодушными публику, щедро вознаградившую юную артистку овациями. Денис Мацуев выбрал для своей программы «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина, и сделал из неё настоящее шоу. Вместе с ним на сцену вышли контрабасист Андрей Иванов и ударник Александр Зингер, с которыми Мацуев дополнил сочинение Гершвина первоклассными импровизациями и феерическими сольными «проигрышами». Восторгу публики, казалось, не было предела, и под конец концерта не верилось, что еще час назад она внимала Морису Равелю.
На бис Денис Мацуев с Александрой Довгань в 4 руки исполнили «Итальянскую польку» Сергея Рахманинова, в которой пианист великодушно уступил юной леди первую партию.
Павел Левадный