Гимн руин Книги

Гимн руин

Искусствовед Сергей Хачатуров воспевает красоту разрушенного

Книга известного искусствоведа, куратора, доцента МГУ Сергея Хачатурова «Апология обломков» посвящена теме руин – в самом широком, философски трактованном смысле. Это полуразрушенные здания – и распадающиеся смыслы; это следы прошлых цивилизаций – и тени платоновских эйдосов (божественных идей). Отсюда первое, что в ней поражает, – диапазон явлений, затронутых тем, эпох, видов искусства, среди которых нашлось место музыке. Точнее, звуку.

В аннотации сообщается, что книга состоит из лекций-эссе. И действительно, свобода устного повествования, полет мысли увлеченного профессора – мысли, которая, подобно ученому Фаусту, стремительно путешествует между странами, – чувствуется здесь во всем. Оцените дистанцию между, например, такими темами, как «Оба Бродских среди руин» и «Средневековая эсхатология и практицизм».

Но чем больше вчитываешься, тем больше чувствуешь, что это вовсе не стремление объять необъятное и вместить всю историю искусства в локальный сюжет, а нечто вроде осознанной фрагментарности. Или – руинированности. Той самой, которую Хачатуров описывает на протяжении всего повествования не с сожалением, а с любопытством и любованием.

Одним из главных героев книги, наряду с руинами физическими (античными, средневековыми и так далее), оказывается «руина чувств»: меланхолия. И, конечно, Хачатуров уделяет немало внимания знаменитой гравюре Дюрера. Вообще, для «Апологии обломков» характерно обращение не только к малоизвестным фактам, произведениям, явлениям, но и к самым хрестоматийным, знаковым, «раскрученным» шедеврам. Помимо «Меланхолии I» автор анализирует «Вавилонскую башню» Брейгеля Старшего, «Черный квадрат» Малевича…

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563. Музей истории искусств, Вена

Это не уступка массовому читателю, внимание которого надо привлечь и удержать знакомыми названиями и именами. Напротив, Хачатуров не снижает градуса новизны; просто новизна здесь не в названии, а в интерпретации. Оказывается, и все перечисленное, и многое другое можно рассматривать через призму темы руин. Даже музыку.

Вот еще один поразительный факт. Книга про руины – явление в первую очередь архитектурное, – завершается эссе отнюдь не об архитектуре, да и вообще не о визуальном искусстве, а о саунд-арте. При чем тут звук, автор отвечает самим заголовком текста: «Руинированная музыка». На дисгармоничный, лишенный мелодии, музыкальности в привычном понимании «шум» объектов Дмитрия Морозова (::vtol::) Хачатуров предлагает взглянуть как на «осколки» музыки. И сам этот подход оказывается удивительно продуктивным. Продолжив мысль исследователя, приведем еще один пример – проект Дмитрия Курляндского на Венецианской биеннале-2017.

Идея коллективного перформанса Commedia dell’ascolto была в том, что участник (любой желающий) должен пропевать какую-либо мелодию мысленно, а вслух тихо «произносить» лишь отдельные звуки из нее, по одному в полминуты. Таким образом, никто не может узнать, что же за произведения подразумеваются исполнителями: нам явлены лишь «обломки». Но, по крайней мере, на уровне фантазии, воображения, эти сочинения существуют – здесь и сейчас. Так чем же это не хачатуровская «руинированная музыка»? И нельзя ли сравнить фрагментарные аудиокусочки с черепками и фрагментами древних камней, помогающими археологам восстановить (или хотя бы попытаться) образ давно погибшего города?

Сила «Апологии обломков» – в том, что при всей подчеркнутой свободе, фантазийности, отсутствии академической тяжеловесности она предлагает на самом деле универсальную идею-модель. И приведенный пример показывает, как эту модель можно приложить к самым неожиданным явлениям из мира искусства, да и не только.

Среди наиболее ярких, запоминающихся сюжетов книги – рассказ о церкви Сан-Петронио в Болонье. Строительство базилики стартовало в XIV веке, и, по замыслу его амбициозных создателей, сооружение должно было превзойти по размеру собор Святого Петра в Риме, тем самым подчеркнув оппозицию двух городов. Однако вскоре в работу вмешался Святой Престол, и под его нажимом проект пришлось на ходу корректировать. Затем умер архитектор, у руля стали сменять друг друга все новые и новые люди… В итоге Сан-Петронио по сей день остается недостроенным, причем видно это невооруженным глазом: нижняя часть фасада резко контрастирует с верхней.

Базилика Сан-Петронио в Болонье

Хачатуров выделяет под эту историю отдельную главу, тем самым подчеркивая значимость примера для «Апологии обломков», и автора даже не смущает, что суммарно в главе всего около семи страничек. Нет ли в таком дисбалансе намека на вынужденное «уменьшение» самого Сан-Петронио? Но важнее другое. Завершая эссе, сфокусированное вроде бы на очень локальной теме, Хачатуров внезапно выходит на глобальное обобщение: «Своим незавершенным видом этот памятник объединяет две главные темы меланхолической рефлексии: Руина как слепок работы Времени, а также Незавершенность, Non finito, как повод для антикварных мечтаний».

Читатель ждет, что столь заманчивые идеи тут же получат развитие и раскроются в полной мере – но нет (точнее, это будет «растворено» в следующих главах). Принцип Non finito отражается в самом тексте. Впрочем, опять стоит процитировать Хачатурова: «Может быть, прекрасно, что фасад Сан-Петронио в Болонье остался руиной»?

Палаццо дель Те. Зал Гигантов. Северная стена. Фреска Джулио Романо

И последнее. «Апология обломков» заставляет задуматься о парадоксальном свойстве руин. Вроде бы само это слово, по крайней мере, в традиционном узком его понимании, ассоциируется у нас со смертью: навсегда ушедшими цивилизациями, исчезнувшими в вихре истории поселениями. Но ведь разрушения – не что иное, как следы эпох, отпечатки событий, которые в течение веков происходили – и продолжают происходить – с памятниками прошлого (вспомним авторское выражение: «руина как слепок работы Времени»). Войны, пожары, реконструкции, наконец, нашествия туристов, вмешательства археологов и реставраторов… Все это – жизнь.

А если говорить о руинированности не как о результате, но как о процессе? Не есть ли жизнь в принципе синоним руинирования? Хоть это жизнь здания, картины, любого произведения, хоть – человека, постоянно по чуть-чуть стареющего? Вот и книга Сергея Хачатурова удивительно витальна. Пусть даже эта витальность – с легкой меланхолией.

Сергей Хачатуров. Апология обломков. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 280 с.

Услышать музей