Что могло быть рискованнее, чем open air в нынешнее нестабильное лето? Когда дождь уже нещадно заливал инструменты музыкантов на фестивале Дениса Мацуева в Суздале, непогода усложняла проведение концертов «Новой Оперы» в Истре и даже РМНСО в Сочи. Проекту «Опера в “Царицыне”», ставшему частью фестиваля «Усадьбы Москвы», по-настоящему повезло, ведь после затяжного арктического вторжения именно на эти два последних дня лета в столицу пришла жаркая погода.
Нормализация погодных условий случилась как нельзя кстати: нечасто нам удается единовременно услышать созвездие прекрасных российских певцов, гастролирующих по всему миру. Динара Алиева, Михаил Петренко, Мария Баракова и Сергей Романовский представили программу «Большая история», выстроенную на разноплановых сюжетах: от легендарного похода князя Игоря и коронации Бориса Годунова до тайн мадридского двора. Название другой театральной постановки – «Царицы бельканто» – оправдывали Василиса Бержанская, Надежда Павлова и Ольга Перетятько, не без теноровой поддержки Дмитрия Корчака, который дирижировал первым вечером проекта, а на следующий день убедительно перевоплощался сначала в графа Лейстера, а затем в Роберто Деверё.
Дирижерскую палочку Дмитрий Корчак передал маэстро Кристиану Кнаппу, под чьим руководством Московский государственный академический симфонический оркестр и Московский синодальный хор удачно справлялись с превратностями звукоусиления, ведь open air доставляет еще и сложности такого плана. В данном случае, например, увертюру к «Севильскому цирюльнику» Россини слушать было тяжеловато: казалось, что звук идет из старых неисправных колонок. Однако потом стало понятно, что систему так отстроили специально, настроив под правильный баланс оркестра с певцами.
«Царицы бельканто» и программу исполнили соответствующую статусу. В центре внимания – королевские судьбы из «Анны Болейн», «Марии Стюарт» и «Роберто Деверё» Доницетти, обрамленные историями из опер Россини «Семирамида» и «Елизавета, королева Англии». Высокую планку всему происходящему задала Василиса Бержанская, исполнив арию Семирамиды. Легкостью колоратур и нюансировкой с мягчайшим пианиссимо она не оставила шанса скептикам на критику, затем опять же по-королевски напомнила о меццовых возможностях своего голоса, спев Сеймур в дуэте с Болейн, а в речитативе и арии Елизаветы из «Роберто Деверё» Василиса как нельзя лучше раскрыла драматическую глубину своего таланта.
Когда звучал тот самый дуэт Джейн Сеймур и Анны Болейн, идеальная картина уже складывалась с трудом: Ольга Перетятько, талантливая серьезная певица, прекрасно чувствующая стиль репертуара бельканто, вероятно, была не в лучшей форме или больна. И финальная сцена Анны лишь неумолимо подтверждала, что голос откликается далеко не на все, чего ей самой бы явно хотелось.
Надежда Павлова исполняла длинную и довольно трудную Молитву с хором и финал из «Марии Стюарт»: голос звучал свежо, выразительно. Небольшие трудности при выходе на верхние ноты публика, судя по овациям, абсолютно певице простила, поскольку люди ценят искренность с энергетикой гораздо больше, чем идеальную технику, и правильно делают.
Понятно, что широкой публике, провожавшей лето в «Царицыне», столь изысканную программу нужно было преподнести с не меньшим комфортом, чем тот, который обеспечили удобные пуфики, на каждый из которых гостям заботливо положили бутылочку холодного чая с необычным вкусом «смородина-ревень». Концепцией спектакля занимались режиссер Алексей Франдетти и драматург Илья Кухаренко – их тандем справился с задачей на десять из десяти! Спектакль по-настоящему был спектаклем, а не гала-концертом с торжеством видеопроекции.
Судьбы трех королев удачно переплели благодаря «драматическим интермедиям». Чтобы качественно и под стать «первому вокальному эшелону» воплотить задумку, пригласили известных актеров – Елизавету Боярскую, Ирину Пегову и Станислава Тикунова. Им было поручено изобразить интеллектуальных музейных работников, готовивших выставку о жизни монарших персон: они читали друг другу фрагменты из литературных первоисточников опер, вживались в роли и тем самым непринужденно погружали публику в исторический контекст. Кстати, Большой дворец Музея-заповедника «Царицыно», построенный в стиле псевдоготики, оказался идеальной фоновой декорацией спектаклей фестиваля, с оперным размахом завершивших летнюю «маленькую жизнь».