Куда улетел органный ангел? События

Куда улетел органный ангел?

Поведены итоги Конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

Один из самых престижных конкурсов в органном мире – имени Микаэла Таривердиева, который проходит в Калининграде раз в два года, – даже сегодня, несмотря на все внешние обстоятельства, продолжает сохранять свой полновесный международный формат. И это не только интернациональный состав жюри и конкурсантов, но и проведение первого тура в четырех локациях: в Германии (Гамбург) онлайн, в США (Нью-Хейвен) онлайн, в России (Москва) и впервые в Южной Корее (Сеул). В этом году в первом туре конкурса приняли участие 42 органиста из 11 стран мира – России, Германии, Италии, Канады, Кореи, Китая, Японии, Казахстана, Беларуси, Южной Африки, Нигерии. В каждой локации, согласно регламенту, был сформирован свой состав жюри, а в Калининграде собрался основной, который и определил в итоге лауреатов. В жюри входили авторитетные концертирующие органисты, профессора Томас Кинц (Швейцария/Франция), Кристиан Бартен (Швейцария/Германия), Эмануэле Карди (Италия), Маркус Айхенлауб (Германия), Джисун Ким (Южная Корея), Даниэль Зарецкий (Россия), Салтанат Абильханова (Казахстан), Лада Лабзина (Россия). Надо заметить, что конкурс в Калининграде – один из тех, где без всякой конспирации соревнуются ученики членов жюри. Вероятно, потому, что органный мир тесен и на стажировки к крупным музыкантам стремятся попасть студенты из разных стран. В этом году во втором туре участвовали шесть конкурсантов из класса Даниэля Зарецкого (трое из них прошли в финал), выступали также ученики Кристиана Бартена, Джисуна Кима, Эмануэле Карди. Из них только одна конкурсантка прошла в финал – итальянка Илария Ченторрино, получившая в итоге четвертую премию, диплом за лучшее исполнение музыки Микаэла Таривердиева и приз зрительских симпатий. Во втором туре Ченторрино оригинально исполнила части Органного концерта № 2 Таривердиева – в лирическом концепте, эфемерно-нежным звуком, которого даже трудно было ожидать от строгого и непокорного многим филармонического органа «Ригер-Клосс».

Вера Таривердиева (вторая слева) и лауреаты конкурса

Между тем марафон органистов завершался в Кафедральном соборе. Право выступить на знаменитом Большом органе собора получили шесть финалистов – Ян Юнгён (Корея, Королевская консерватория Брюсселя), Ирина Крюкова (Санкт-Петербургская консерватория) – пятая премия, Илария Ченторрино (Италия, Консерватория музыки в Козенце) – четвертая премия, Иван Царёв (Санкт-Петербургская консерватория) – третья премия, Полина Пантелеева (Санкт-Петербургская консерватория) – вторая премия. Победа и главный приз конкурса – органный ангел из янтаря – достались 35-летнему Сунхёну Паку, корейскому органисту, начинавшему учиться в Сеуле у Джисуна Кима, но уже десять лет обучающемуся в консерваториях Европы. Сам факт этой победы стал сенсацией конкурса – и не потому, что ожидания зала и мнение жюри не совпали (это часто происходит на конкурсах), но потому, что корейские органисты приехали в Калининград целой командой, собравшись из разных стран (во втором туре участвовали семь конкурсантов из Южной Кореи), и фактически предстали как национальная «школа». И победили.

Как заметил Сунхён Пак, органная школа в Корее молодая, она стала развиваться после Корейской войны (1950–1953). В Корее нет исторических органов и пока не слишком много музыкантов, специализирующихся на этом инструменте. Именно поэтому большинство тех, кто выбирает орган, уезжают учиться в Европу и Америку. Так что корейские органисты – в основном продолжатели европейской традиции.

Джисун Ким, Сунхён Пак

На конкурсе по их выступлениям это чувствовалось. И хотя в финал прошли только двое корейских органистов – Ян Юнгён и Сунхён Пак, – на втором туре тоже были яркие индивидуальности, блестяще оснащенные и представившие художественно убедительные интерпретации произведений. Это Джиэ Квак (Истменская школа музыки Рочестерского университета, США), покорившая красивым звуком и фортепианной гибкостью фразировки в Токкате Муффата из сборника Apparatus musico-organisticus, в Прелюдии и фуге ля минор Баха, в Сицилиане из Сюиты для органа Дюруфле. Это Суён Чой (Бернский университет искусств), тонко чувствующая стилистические нюансы как в барокко (Бах, Муффат), так и в романтическом репертуаре (Вьерн). Это и финалистка Ян Юнгён, которая запомнилась во втором туре стильным исполнением двух Инвенций Бенуа Мернье, написанных в духе авангардной поп-музыки 1970-х годов.

В третьем туре жюри оценило Сунхён Пака (Университет искусств Фолькванг в Эссене, выпуск 2022 года) – серьезного, сосредоточенного, глубоко погруженного в исполняемые сочинения музыканта, представившего концептуальную программу. По сути, все произведения этой программы несли в себе мощную внутреннюю энергию и драматический посыл и прозвучали в исполнении Сунхён Пака как актуальное и одновременно философское высказывание: Хорал-импровизация на тему секвенции «Хвала пасхальной жертве» Турнемира, Фантазия и фуга ре минор Регера, первая часть симфонии «Чернобыль» («Зона») Таривердиева и Evocation II («Воскрешение») Эскёша. Глубина и внутренняя логика его программы и стала решающей для итогового решения жюри.

Председатель жюри, профессор Высшей музыкальной школы в Лозанне, титулярный органист аббатства Сент-Морис Томас Кинц отметил: «Мы не сомневались в выборе. Программа финального выступления Сунхёна была цельной и выдержанной. Прекрасная палитра стилей: оставалось лишь наблюдать, как он хорош в немецкой романтической музыке, и во французской, и в барочном репертуаре. Всем было совершенно ясно, что перед нами невероятный музыкант, универсал и большая личность».

Сунхён Пак

Сам победитель рассказал «Музыкальной жизни», что прежде уже участвовал в больших конкурсах в Корее и в Германии. «Мой профессор по органу в Сеуле Джисун Ким настоятельно порекомендовал мне приехать на конкурс в Калининград, – говорит Сунхён Пак. – Насколько мне известно, он сказал это лично только мне, остальные участники из Кореи приехали по своей инициативе. Этот конкурс органистов хорошо известен в Корее и не только – он знаменит на весь мир».

На вопрос, насколько сложно ему было погрузиться в музыку «Чернобыля» Таривердиева, Сунхён ответил: «Достаточно трудно, потому что вся музыка Таривердиева была для меня в новинку. Музыка “Чернобыля” содержит в себе очень сложные палитры, много нюансов. Когда я впервые услышал “Зону” из органной симфонии “Чернобыль”, я был потрясен этой музыкой. Я стал читать о катастрофе, и уже после прочтения, когда услышал “Чернобыль” снова, поразился, как можно так точно выразить эту трагедию через музыку. Конечно, я буду и дальше играть ее».

Все лауреаты конкурса органистов в Калининграде получили не только денежные премии, но и спецпризы, в том числе сольные концерты. Так, Сунхён Пак выступит в новом сезоне в Кафедральном соборе Калининграда, в Перми, Челябинске, Самаре, в Санкт-Петербургской филармонии. Полину Пантелееву пригласили с концертами в Малый зал Московской консерватории, в Екатеринбург, Уфу, Краснодар и другие города. Иван Царёв будет играть в Москве и Санкт-Петербурге, Илария Ченторрино – в Екатеринбурге, Белгороде и Новосибирске.

Иван Царёв: Я, как у Пушкина, пытаюсь поверить алгеброй гармонию

В гостях у джаза События

В гостях у джаза

XI «Jazzовые сезоны» переехали в «Архангельское»

Первопроходцы и просветители События

Первопроходцы и просветители

ГАСО РБ открыл сезон Девятой симфонией Малера

И вновь мы стоим у черты События

И вновь мы стоим у черты

В «Новой Опере» состоялась московская премьера оперы «Белгородский полк. Засечная черта»

В главной роли – Венера Московская События

В главной роли – Венера Московская

Михайловский театр открыл сезон новой постановкой Владимира Кехмана