Русское Возрождение События

Русское Возрождение

В Московской области в седьмой раз прошел «Музыкальный фестиваль Подмоклово»

Само место проведения open air фестиваля необычно: его истоком и духовным центром стал сельский храм Рождества Богородицы, и именно он определил концепцию фестиваля с самого момента его возникновения в 2014 году. Тогда совсем еще юные выпускники Московской консерватории решили привлечь внимание к этой уникальной локации и своими силами устроили уличный музыкальный фестиваль под сенью вековых деревьев парка полуразрушенной усадьбы князей Долгоруковых, рядом с храмом Петровской эпохи, в котором только-только начиналась реставрация.

Построенный в первой половине XVIII века на холмах долины реки Оки в западноевропейских барочных архитектурных традициях семьей князей Долгоруковых, этот храм представляет собой редчайший для российских широт образец православной круглой церкви-ротонды, балюстрада которого украшена скульптурами двенадцати апостолов и четырех евангелистов. При этом он удивительно гармонично вписан в живописнейший природный ландшафт, и вот уже четвертое столетие словно ведет с окружающим пространством непрерывный диалог, направление которого неизбежно меняется в зависимости от времен года и дня, политических и общественных катаклизмов.

Идейный вдохновитель и главный организатор подмокловского действа, выпускница Московской консерватории, пианистка и клавесинистка Вера Воронежская обозначила тему нынешнего фестиваля как «Диалоги». Эта тема, безусловно, очень близка христианству. По словам настоятеля храма Рождества Богородицы в Подмоклове и автора книги «Об идейном замысле церкви Рождества Богородицы села Подмоклое» (М.: Институт наследия, 2019) отца Дионисия Крюкова, проведение музыкального фестиваля – это добродетельное и очень важное дело: такого рода события учат слышать. И не просто математически определять чистоту и точность звучания, но стремиться по-настоящему услышать другого, непривычное, понять и принять эту необычность. И отсюда возникает сама идея диалога, ведь он возможен лишь тогда, когда мы научаемся по-настоящему слышать этого другого и другое. И история села Подмоклова и храма Рождества Богородицы учит тому, что диаметрально противоположные культуры могут жить рядом, не вступая в противоречие.

Фестиваль вновь удивил редкой и очень разной музыкой, исполненной топовыми отечественными солистами и коллективами. Многогранные концепции фестивальных блоков по-прежнему являются «визитной карточкой» события.

По замыслу организаторов, фестиваль в Подмоклове сочетает фольклор и барокко, русскую и западноевропейскую музыку, светскую и духовную культуры, «показывая, что вместе они могут существовать в гармонии».

В нынешней программе сосуществовали аутентичный русский и испанский фольклоры разных регионов в традиционном и современном прочтении, русское и западноевропейское барокко, русский и европейский XX век с его рефлексиями над ушедшими эпохами, Серебряный век и век нынешний, современные размышления о «Петровском барокко» и «золотом» XIX столетии русской культуры…

Завсегдатаи фестиваля – коллектив «Под облаками» и Нерехтский рожечный хор – покорили сердца слушателей музыкой и зажигательным исполнением. «Под облаками» – союз молодых людей разных профессий, занимающихся музыкальной этнографией: в экспедициях по русским деревням они записывают на аудионосители старинные народные песни, а затем представляют публике современные интерпретации этих песен, сохраняя вместе с тем аутентичное звучание и не нарушая давних исполнительских установок. Эти установки предполагают не точное следование записанному нотному тексту, а импровизацию «по мотивам» известной канвы. Коллектив убежден, что народное искусство может послужить «уникальным инструментом для формирования четкой системы культурной самоидентификации».

Творческое объединение «Под облаками»

Нерехтский рожечный хор, также состоящий из людей разноплановых профессий и энтузиастов всех поколений, давно известен не только в России, но и за ее пределами и включен в реестр культурных ценностей и организаций культурного достояния Костромской области. Искусство пастушьей артельной рожечной трубли практически исчезло в России и было возрождено в 1984 году на нерехтской земле. Каждый раз хор представляет на фестивале в Подмоклове новый репертуар и с юмором рассказывает о нем, об инструментах, об истории и настоящем ансамбля.

Если «Под облаками» специализируются прежде всего на региональной культуре Белгородской области, то инструментальный коллектив «До чего хорошо-то», в арсенале которого гитара, балалайка, скрипки, гармонь, гусли, рожки и многие другие русские народные инструменты, исполняет те напевы и наигрыши, которые, по их словам, «поразили своим звучанием». В этот раз они представили мультиинструментальные импровизации на наигрыши Ростовской и Псковской областей.

«Песни странников» в исполнении Андрея Котова и Владимира Волкова удивили необычной философской интерпретацией духовных стихов и песен. Как анонсировали свою программу сами сказители, «это разговор двух музыкантов на темы жизни и смерти, рая и ада, покаяния и спасения». Распевание духовных текстов в сопровождении народных (колесная лира, гусли) и классических (контрабас, ударные) инструментов создавало эффект присутствия одновременно в нескольких временах с их разными духовными ценностями, призывало к размышлениям о смысле человеческой жизни на Земле и подталкивало слушателей к разным, порой пугающим ответам.

Владимир Волков, Андрей Котов

Одна из «красных нитей» в музыкальной программе фестиваля – идея диалога времен. И, возможно, ярче всего ее можно было проследить в музыке авторов XX и XXI веков. Так, в первом блоке фестиваля – «Встречи и узнавания» – звучал не только русский фольклор в его традиционной и современной интерпретациях, но и размышления композиторов двух последних столетий на темы народной музыки и мифологии. В исполнении пианистов Варвары Крюковой и Владислава Чубенко прозвучали «Деревенские эскизы» Валерия Гаврилина, «Русская сюита» Юрия Буцко и фрагменты из балета «Петрушка» Игоря Стравинского. В разделе «Музыка после», который задумывался как рефлексия на тему «что такое музыка после эпохи композиторов», прозвучал цикл пианистки и композитора Настасьи Хрущевой «Русские тупики. Лабиринты красоты в пяти частях» в исполнении автора. Сочинение представляет собой авторское исследование русской культуры и быта XIX века, русской природы и признание в любви музыке Петра Ильича Чайковского, как говорит сама композитор.

Диалоги состоялись не только между народным и авторским искусством, но и между выдающимися композиторами разных эпох. Так, в блоке «Серебро», посвященном музыке Серебряного века, прозвучала в том числе «Итальянская сюита» Стравинского в исполнении Владислава Чубенко (фортепиано) и Давида Ежова (виолончель). Доцент Московской консерватории Екатерина Державина (фортепиано) и Яна Иванилова (сопрано) исполнили музыку Станчинского, Рахманинова, Метнера и Александрова.

Екатерина Державина (фортепиано), Яна Иванилова (сопрано)

Тему композиторских диалогов продолжил заключительный блок первого дня фестиваля, «Сельский концерт», в котором прозвучали «Классическая симфония» Прокофьева, «Послеполуденный отдых Баха» Мартынова, а также редко исполняемый «Сельский концерт» Пуленка для клавесина с оркестром.

Исполнение последнего сочинения в Подмоклове особенно символично: композитор посвятил клавесинный концерт своей подруге, одной из первых пропагандисток клавесина и клавесинного репертуара Ванде Ландовской, которая бывала совсем недалеко от Подмоклова, приезжая в Ясную Поляну ко Льву Толстому. В музыке концерта Пуленка слышны интонации самых разных музыкальных языков XX века вплоть до джаза. Для исполнения этого масштабного сочинения на фестиваль впервые приехал OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева, а партию солирующего клавесина исполнила Вера Воронежская. Таким необычным диалогом времен, стран, языков и исполнителей завершился первый фестивальный день.

Вера Воронежская (клавесин), дирижер – Станислав Малышев

В программе второго дня, наряду с русским и испанским фольклором, господствовала музыка барокко. Программу вел музыкальный обозреватель Лев Малхазов, известный в том числе как блестящий знаток музыки, исполнителей и интерпретаций барокко. Своими интереснейшими, порой неожиданными и парадоксальными комментариями он умело подготавливал публику к встрече с незнакомыми звучаниями, жанрами и манерами исполнения, порой крайне контрастными.

Помимо собственных комментариев, Малхазов предоставлял слово и исполнителям, в том числе совсем молодым музыкантам, которым впервые в Подмоклове был отведен отдельный блок фестивальной программы. Большинство из них – студенты факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории либо его совсем недавние выпускники. В их исполнении прозвучали многочисленные ансамбли на старинных инструментах с участием клавесина, скрипок, альтов, виол. Была представлена музыка испанского, итальянского, французского, немецкого и русского барокко.

Никита Засыпкин (виолончель) и Александра Флёро (скрипка), выбравшие для фестиваля редко звучащий репертуар русского барокко для необычного состава, выступили еще и в роли музыкальных просветителей: большинству слушателей не были знакомы не только биографии композиторов, но и сами их имена. В исполнении дуэта прозвучала музыка Тица, Хандошкина, Ромберга. Исполнительский диалог и возможность непосредственного общения молодых музыкантов и мэтров – еще одна удачная и замечательно воплотившаяся задумка фестиваля.

Вся программа фестиваля говорила о преемственности – поколений, традиций, культур. Возможно, особенно выпукло эта преемственность ощущалась в репертуаре переходного времени от Ренессанса к барокко, который можно было слышать в блоке «Средиземноморский ветер». Необычный микс из сочинений Фрескобальди, Бёрда и Булла предложила публике выдающаяся клавесинистка, педагог ФИСИИ Московской консерватории Ольга Мартынова.

Ася Гречищева (лютня)

 

Блок «Тембральные поля» был представлен ансамблем блокфлейт Terza Roma под руководством исполнительницы и музыковеда Екатерины Лозбенёвой, затем прозвучал редчайший ансамбль – консорт лютен, где на всевозможных исторических разновидностях струнных щипковых инструментов играли Марина Белова, Ася Гречищева, Олег Бойко и Андрей Чернышов. Звучание Нерехтского рожечного хора на фоне долины реки Оки и барочного храма в лучах заходящего солнца создавало диалог исполняемой музыки и окружающего пространства; и этот диалог словно возвращал к родным истокам, заставлял задуматься о смысле бытия.

«Мавританские виолы», открывавшие второй день фестиваля, – уникальное сочетание испанского канте фламенко (вобравшего в себя черты индийской, мавританской и других древних культур) и композиторской музыки раннего и среднего барокко. Равно как и народная музыка, эти традиции подразумевают обязательное импровизирование. На фестивале выступили Алиса Тен (пение), мастер канте фламенко Мария Жаркова, Сергей Лебедев (гитара фламенко), Олег Бойко (лютня, барочная гитара), блестящие исполнители и импровизаторы на виолах Сергей Полтавский и Руст Позюмский, перкуссионист Кирилл Россолимо.

«Мавританские виолы» и Сергей Полтавский

Завершил фестиваль ансамбль Novoselie, уже бывавший в Подмоклове. Именно здесь когда-то состоялась премьера «Кантов» Руста Позюмского. Композитор добавил к многоголосным петровским кантам «чужеземные» барочные инструменты, и получилось «русское народное барокко», как назвал эту музыку автор. Вскоре Позюмский стал писать уже свои собственные канты. Премьера новых «петровских» кантов на закрытии фестиваля прозвучала символично: содержание многих из них связано с историей села Подмоклова.

Руст Позюмский

Неотъемлемая часть каждого фестиваля – образовательная программа. В этом году она проходила в двух специально возведенных шатрах и сельском клубе, была посвящена фольклору, русскому крестьянскому быту, русской музыке и архитектуре от истоков до XX века. Общедоступная ее часть была представлена просветительскими фильмами и лекциями, которые вели эксперты в своих областях – фольклористы, музыканты, искусствоведы, музыковеды, художники и коллекционеры народной утвари.

Важной составляющей фестивалей остаются и мастер-классы. Эта часть нынешней программы традиционно началась пением старинных русских былин в исполнении Александра Маточкина. Далее желающие могли поучаствовать в изготовлении мозаики, сшить платок, научиться играть на фольклорных инструментах, станцевать народные танцы соло и группами, поучаствовать в многоголосном пении. Многие из мастеров, проводивших занятия, – авторитетные коллекционеры и исследователи разных сторон русской культуры и быта.

За два дня подмокловский фестиваль посетили более шести тысяч человек. Едва ли это было бы возможно без труда более чем двухсот волонтеров. Хочется отметить буквально отеческую заботу оргкомитета во главе с семьей отца Дионисия Крюкова о музыкантах и публике, об удобстве для слушателей самых разных возрастов.

Это грандиозное и значимое для отечественной культурной жизни событие не могло бы состояться без меценатов. Многие из благодетелей фестиваля пожелали остаться неизвестными. В числе же тех, кого можно называть, Президентский фонд культурных инициатив, Администрация городского округа Серпухов, Национальный фонд культурных инноваций «Петр Великий» и компания Polar Seafood Russia.

Идею подмокловских фестивалей можно назвать настоящим Возрождением – возрождением храма и приходской жизни, восстановлением и бережной поддержкой традиций просвещения и образования, возрождением и продолжением русской фольклорной культуры, традиции протягивать руку незнакомому человеку с любопытством и уважением – и с интересом находить отклик, точки соприкосновения.

NOVOSELIE, QUESTA MUSICA, ROUST POZIUMSKI REQUIEM FANCYMUSIC

Колотушка тук-тук-тук, cпит животное паук События

Колотушка тук-тук-тук, cпит животное паук

В Московской филармонии отметили юбилей Бориса Чайковского

За минимализмом – к mader nort События

За минимализмом – к mader nort

Петербургские музыканты вернулись в Москву с новой программой

Изысканная «безделушка» и калейдоскоп сезонов События

Изысканная «безделушка» и калейдоскоп сезонов

Шостакович Опера Балет показал в Большом театральные редкости

Повесть о настоящих людях События

Повесть о настоящих людях

В Саратове открыли сезон оперой Прокофьева