Свиридов – 110. Премьера «Семи песен о России»
МКЗ «Зарядье»
Неизвестная оратория Георгия Свиридова на слова Александра Блока, существовавшая до недавнего времени в виде клавирной рукописи, партитурных набросков, обрела законченность благодаря композитору Алексею Сюмаку и впервые прозвучит сейчас, в юбилейный свиридовский год, в Большом зале «Зарядья». Племянник Свиридова музыковед Александр Белоненко в интервью нашему журналу рассказывал, как специально поехал в Пермь на Дягилевский фестиваль, чтобы услышать выполненное Алексеем Сюмаком переложение «Отчалившей Руси» для солиста (Андрей Немзер) и камерного ансамбля. Эта версия, по словам Белоненко, настолько его поразила, что в дальнейшем он без сомнений предложил именно Сюмаку воссоздать «Семь песен о России».
«Сначала была проделана большая работа по структуризации материалов. Было важно распределить все песни по папкам, потому что Свиридов, находясь в поиске, оставил разные варианты оркестровки. Далее, опираясь на его последние варианты, я вычленил для себя основной материал. Старался максимально точно организовать музыкальную ткань, учитывая все ремарки композитора, был внимателен к каждой детали. В некоторых песнях нужно было самостоятельно дописать концовку. Я счастлив, что судьба подарила мне возможность возродить к жизни то, что много лет покоилось в архиве. Мне кажется, это будет настоящее откровение и мир нуждается в такой витальной и актуальной во все времена музыке», – подчеркнул Алексей в комментарии «Музыкальной жизни».
Сольные партии на мировой премьере исполнят Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Даниил Акимов (бас). МГСО и Хор имени Свешникова прозвучат под управлением Ивана Рудина. С художественным словом выступит актер Сергей Шакуров. Концерт пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Александр Белоненко: К 110-летию Георгия Свиридова готовятся три мировые премьеры его произведений
«Красная Жизель». Московская премьера
МАМТ
Впечатлившись судьбой балерины Ольги Спесивцевой (революция, эмиграция, психиатрическая клиника, пансионат для одиноких), Борис Эйфман поставил о ней в собственном петербургском театре балет «Красная Жизель» на музыку Чайковского, Шнитке и Бизе. Первая версия датирована 1997 годом, новая впервые была показана в августе 2025-го, и вот ее-то в рамках гастролей эйфмановского театра и привозят в Москву на фестиваль «Черешневый лес». Постановщик подчеркивает, что это не иллюстрация биографии Спесивцевой (настолько глубоко погрузившейся в мир своей героини, что «судьба Жизели стала и ее судьбой»), а «попытка обобщить ее судьбу и судьбу многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход». Художник спектакля – Вячеслав Окунев, художники по свету – Глеб Фильштинский и Борис Эйфман.
События к 70-летию Леонида Десятникова
Нижегородский театр оперы и балета
ДК «Рассвет»
«Новая Опера»
Сразу оговоримся: это лишь октябрьская часть событий к семидесятилетию Десятникова. Чествовать современного классика будут и в 2026 году: майский «перевернутый концерт» в «Новой Опере», например, уже анонсирован. А 2 и 3 октября на Втором фестивале «Современная музыка» в Нижнем Новгороде состоится локальная премьера вечера балетов на музыку Десятникова L.A.D. (мировая прошла в Екатеринбурге в 2021-м), созданных Максимом Петровым, Максимом Севагиным, Андреем Кайдановским и Вячеславом Самодуровым. Преамбулой к премьере станет фестивальный вечер 28 сентября: лекция пианиста, продюсера Алексея Гориболя «Балеты Десятникова», фрагменты десятниковского вокального цикла «Любовь и жизнь поэта», документальный фильм «Лёнечка» Ренаты Джало.
16 октября, в юбилейный день, в нижегородском Концертном пакгаузе – «Десятников-гала» с участием сопрано Марии Калининой и ансамбля солистов оркестра La Voce Strumentale. Той же датой отмечен концерт в московском ДК «Рассвет», устраиваемый петербургским творческим объединением mader nort. Будут исполнены «Буковинские песни» (двадцать четыре прелюдии для фортепиано, в которых автор, по его словам, «не собирался делать ничего виртуозного и формально ориентировался на прелюдии Шостаковича op. 34, отчасти на шопеновский цикл прелюдий») и цикл «Идиш» для сопрано и струнного квартета, созданный по заказу Jerusalem Quartet. Солисты – Алиса Тен (сопрано), Ярослав Коваленко (фортепиано), Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка), Вячеслав Агабеков (альт), Илья Измайлов (виолончель).
Собственную концертную программу к юбилею Десятникова подготовил и театр «Новая Опера». Музыка из балета «Утраченные иллюзии», написанного для Большого театра (либретто Владимира Дмитриева по мотивам романа Бальзака, хореограф-постановщик – Алексей Ратманский, премьера состоялась в 2011 году), прозвучит 17 октября в интерпретации дирижера Федора Леднёва. Партию солирующего фортепиано в оркестре исполнит Валентин Малинин – лауреат XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Булез – 100
«ГЭС-2»
Начатая в сентябре «Тремя сатирами» Шёнберга и «Антиформалистическим райком» Шостаковича, кураторская программа Дмитрия Ренанского «Музыка вне себя» продолжится несколько концертов спустя двумя поздними опусами Пьера Булеза, объединенными принципом work in progress: с каждым новым исполнением сочинение рождается заново. В аннотации к концерту его устроители цитируют самого композитора, допускавшего, что «произведение искусства, ограниченное пространством и временем, может быть лишь фрагментом величественного виртуального произведения, существующего лишь в нашем воображении». У каждой из композиций, взятых в концертную программу, есть первоисточник: в случае Anthèmes 2 (1997) для скрипки и электроники таковым является Anthèmes (1991) для скрипки соло, а пьесе sur Incises (1996-1998; на концерте состоится ее российская премьера) для трех фортепиано, трех арф и трех перкуссионистов предшествовала фортепианная Incises (1994-1995).
Музыкальная программа – едва ли не самое интересное из происходящего в выставочном пространстве «ГЭС-2», и, не исключено, в этом вновь можно будет убедиться, услышав совместное выступление скрипача Даниила Когана, «Булез-ансамбля» и уже упомянутого знатока, ценителя новой музыки, действительно выдающегося в ней специалиста Федора Леднёва.