В объединении mader nort – не только музыканты, но и танцовщики, актеры, медиахудожники, стилистически определяющие себя как академический андеграунд. Минимализм стал одной из основных концепций коллектива; он проявляется также и в том, что исполнители чаще всего выступают в полной темноте, чтобы ничто не отвлекало зрителей от звучащей музыки. Так было и в этот раз, но в выборе произведений от своей основной идеи артисты (неизбежно) немного отошли. Свою программу они охарактеризовали как «минимализм без минимализма»: исполнили сочинения российских композиторов, объединенных влиянием минималистской эстетики, но не принадлежащих ей в полной мере.
Героями вечера в ДК «Рассвет» стали сооснователь mader nort Ярослав Коваленко (фортепиано) и Лидия Коваленко (скрипка). Звучала музыка Павла Карманова, Сергея Ахунова и Настасьи Хрущевой, причем последней – дважды. Открыли вечер ее «Пять барочных стратегий»: Хрущева описывает собственное произведение как процесс гниения стилевого конструкта барокко. Действительно, в отражении постмодерна этот стиль принимает причудливые формы и воплощения. «Стратегии» – беспокойны, сила бетховенских контрастов доведена до крайности. Но вместе с репетитивностью, свойственной минимализму, эта диссонантная музыка остается в основе стилизацией барокко, что безошибочно передал Ярослав Коваленко своим туше. «Барокко из ночного кошмара».
Продолжился концерт циклом «Джаз» Сергея Ахунова, лично присутствовавшего в зале. Его «Картинки с выставки» созданы по мотивам одноименного альбома аппликаций Анри Матисса. Широкое многолоскутное полотно: хрустальные, застывшие во времени звуки чередуются с энергичными, экспрессивными паттернами. Ахунов умело жонглирует жанрами и формами, оставаясь при этом в рамках минималистской эстетики и романтической лирики. «Джаз» как жизненный цикл человека: этим неожиданным для себя откровением композитор поделился со слушателями, выйдя на сцену после аплодисментов и предваряя исполнение «Второго снега на стадионе» Павла Карманова.
Дивная минималистская баллада о чем-то ушедшем, навсегда потерянном – впрочем, для каждого о своем, – стала контрастом к прозвучавшим следом «Русским тупикам» Настасьи Хрущевой, завершавшим концерт. Многократно тиражируемый композитором цикл исполнялся на сей раз в авторской редакции для скрипки и фортепиано. «Страсть», «печаль», «тоску» русской романтической музыки Хрущева выкручивает до предела, превращая в «отчаяние» (кавычки уместны). Быстрые пассажи звучали в этой версии «тупиков» беспощадно, лирические фрагменты – щемяще.
На бис артисты исполнили одну из «Мелодий мгновений» Валентина Сильвестрова. Впервые этот цикл можно было слышать в Москве в исполнении mader nort в апреле 2025-го. Сочиняя его, Сильвестров характеризовал свой стиль как «композиторский минимализм», в котором «отброшены “мантрические костыли”». Музыка здесь, по словам автора, оказалась «у себя дома». И, надо сказать, прозвучала «дома»: как ни относись к «Рассвету», многие москвичи воспринимают его таковым.