Саунд-инсталляция на заданную тему Книги

Саунд-инсталляция на заданную тему

Об одной книге как подобии партитуры

Новая книга Сергея Уварова «Услышать музей» стала победителем Zverev Art Prize 2025 года в главной номинации «Книга о современном российском искусстве». Это, на мой взгляд, логично и правильно. Сегодня ни один вид искусства не может жить изолированно. У Ансельма Кифера живопись превращается в плотное тесто скульптурного рельефа. Скульптурные объекты Ирины Кориной оказываются архитектурными пропилеями новых воображаемых дворцов и хижин. Оперы Дмитрия Курляндского («Носферату» со сценографией классика arte povera Янниса Кунеллиса) подобны тотальным перформансам и инсталляциям. А в механизмах Дмитрия Морозова (::vtol::) воплощены звуковые скульптуры, саунд-объекты, что размыкают вовне любые устойчивые классификации видов и жанров творчества.

Кому, как не исследователю, наводить мосты между этими интермедиальными мирами и рассказывать о красивых метаморфозах пространства и времени во взаимодействии искусств нового миллениума?

Сергей Уваров блестяще эти мосты возводит. Книга «Услышать музей» – это новый жанр музыковедческого письма: книга-арт-объект. Она преодолевает академическую традицию эрудированной хронологической презентации темы. В ярких образах, со звучащими голосами приглашенных экспертов, с обилием иллюстраций, фотохроникой различных перформансов книга заставляет поверить в ставшую обязательной практику наделять музейное пространство звуковой партитурой. Звучащий музей – не только экстравагантная фигура речи, но и реальная практика, необходимая для полноценного, объемного понимания художественных образов, общения с ними.

Во вводной главе Сергей Уваров азартно и полемично определяет специфику звука как друга и врага традиционной презентации художественного образа. Различные примеры и контексты убедительно и даже осязаемо на слух подтверждают целую гирлянду звуковых характеристик: от эфемерности до агрессии, от интерактивности до иллюзорности. В последующих шести главах разворачивается целый театр звуковых феерий: от максимальной громкости явленного звука в первой главе до истаивающих аккордов в музейной тиши из главы заключительной.

Очень убедительно Сергей Уваров привлекает в союзники различных художников звука, сотрудничающих с музеем. Круг собеседников широк: от Яна ван Эйка, Вермеера, Александра Иванова, Владимира Верещагина до Малевича, Мэттью Барни, Билла Виолы, Дмитрия Морозова, Дмитрия Курляндского и арт-группы «Провмыза»… Автору удалось ярко, образно и увлекательно рассказать о главных идеях жизни звука в пространстве музея. Причем движение по главам от крещендо к диминуэндо усиливает чувство вовлеченности и сопричастности. В первой главе «Игра с искусством» назначен самый высокий, шестой уровень громкости. Наследуемые музеем от храма мистериальные темы очень красиво сочетаются с мыслью о программировании пространства с целью подчинить его звуковой целостности.

Во второй главе «Акт и Эхо» уровень громкости пятый. Я бы назвал тему этой главы так: подробное описание превращения перформанса в немыслимый доселе музейный экспонат. В нем максимально проявлены качества эфемерности, быстротечности, иллюзорности… Все эти свойства не присущи музею как классическому архиву. Однако их появление создает прецедент небывало интенсивного переживания образа в процессе его становления.

Услышать музей

Третья глава названа «К источнику» и посвящена четвертому уровню громкости. В ней речь идет о звуковых скульптурах, в частности, об опытах Олега Макарова, Ники Светловой, Сергея Филатова и Дмитрия Морозова. Для современных исследователей, таких как Алан Лихт, например, звуковые скульптуры – это работа со звуком как таковым, вне рамок музыкального языка. Когда отсутствует синтаксис, грамматика речи, звук действует подобно физическому объекту, скульптуре. Такой тип восприятия звука очень востребован в новейшее время, когда искусство движется от традиционных форм коммуникации к объектно-ориентированным практикам, перформативным практикам, метаязыку и мультимедиа.

Параллельные Лихту выводы делает и Уваров, рассматривая и анализируя работы современных российских саунд-артистов.

Третий уровень громкости определяет четвертую главу под названием «В глубине звука». В ней очень интересно намечаются коридоры слышимости, рамочные ситуации, в которых звук определяет партитуру взаимодействия с уникальной смысловой средой. В сферу внимания Сергея Уварова попадают и проповеди Франциска Ассизского, подарившие художникам и музыкантам щедрые художественные идеи, и перформансы японских художников для архитектурной биеннале 2019 года, и венецианский перформанс Дмитрия Курляндского «Комедия слышания».

Постепенно звук приглушается. Название пятой главы – «Голоса из времени». В ней интересно интерпретируются перипетии дуэта и дуэли изображения и звука внутри программ видео-арта.

Наконец, шестая глава «Воображаемое звучание/Иллюзорная тишина» погружает нас в эмоцию переходных состояний от звука к тишине. Причем, как в случае с «Черным квадратом» Малевича, тишина может обладать оглушительной, взрывной для судеб искусства силой. Для великих шедевров изобразительного искусства физический звуковой фон подчас излишний: своей конкретикой он ограничивает возможности многогранной, полифонической интерпретации шедевров. Молчание оказывается куда красноречивее. Дыхание, пульс, считает Сергей Уваров, налаживает с безмолвным объектом искусства беседу, диалог. Путь от оркестровой мощи к тишине в самом деле создает максимально сложную траекторию движения звука в контексте музея. И книга Уварова сама подобна партитуре большой, сугубо авторской саунд-инсталляции на заданную тему.

Уваров С.А. Услышать музей. – М.: Издательство «Композитор», 2025. – 176 с.

Гимн руин