Широкий диапазон События

Широкий диапазон

Итоги премии «Диапазон» глазами призера

Получать награды всегда приятно. Но если смысл – в этом быстрогорящем топливе для ненасытного пламени амбиций, и только в нем, то учреждать еще одну премию не имело смысла. Сегодня их в разных сферах вручают уже так много, что новая способна только усилить девальвацию.

Конечно, профессионального приза у критиков и музыковедов в такой форме не было (премия «Резонанс», которую доводилось получать и мне, была создана для молодых авторов до 35 лет, хотя отдельно чествовала мэтров). Тем более Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов России (генеральный директор – Евгения Кривицкая), решаясь на замысел, требовавший серьезных организационных хлопот и материальных вложений – которые помогли решить Российский музыкальный союз и Союз композиторов России, – должна была располагать вескими аргументами. Их в целом раскрыла церемония награждения.

Начнем хотя бы с того, что драматургию вечера оформила музыкальная программа: за каждым объявлением номинации, ее финалистов и победителя следовал концертный номер. Думаю, что никто из коллег не изменил профессиональным привычкам и даже в такой обстановке внутренне отрецензировал концерт. Я тоже отмечу его высокий художественный уровень. А в остальном – чудесное «безобразие»!

Едва мы вместе с Рахманиновым и Камерным хором Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва убедились в том, что всем нам «Здесь хорошо», зазубоскалили «Прибаутки» Стравинского (играл камерный оркестр im Spiegel, пел Илья Татаков, дирижировал Федор Безносиков). Но мало того, Даниил Коган и Энджел Вонг подарили нам «Танго в сумасшедшем доме» Шнитке, а затем Артем Ванян и Вера Галактионова сыграли хулиганскую пьеску-перформанс Шрайнера «Всё меньше и меньше». Ну чем не тест на самоиронию у критиков? Напоминание, что нет ничего губительней для нас, чем вящая серьезность и чванливый снобизм.

Folk songs Лучано Берио в исполнении Варвары Гансгорье и музыкантов im Spiegel с Федором Безносиковым, действительно, как «в зеркале» показали нам лучшие минуты, когда можно быть просто слушателями и забыть о ремесле. Появление в программе дуэта для скрипки и фортепиано «В подражание Альбенису» Щедрина – дань памяти Родиону Константиновичу. Ее почтили Даниил Коган и Энджел Вонг. Они же и творческое объединение «Притяжение» возвратили празднично-волнующие чувства и участили пульс с помощью «Фейерверка» Дебюсси и «180 ударов в минуту» Видмана.

Весь этот стильный звуковой дизайн не отвлекал от содержания церемонии. А смысл ее был в том, что, как и сами критические тексты могут быть продуктивными или бесплодными, так и премия могла примкнуть к одной из этих категорий. Но пошла по счастливому пути, потому что взялась за решение важных задач.

Прежде всего, она помогла увидеть лица нашего профессионального цеха и осознать, что мы – свои люди. Но не в том смысле, какой можно придать слову «свои», чтобы раскритиковать критиков. Свои потому, что делаем общее дело. Сформулировать его – цель Ассоциации и премии. Мы совершенно разные, иногда принципиально не схожи в эстетических позициях. Кто-то слушает время и даже готов опережать его, и работает так же быстро. Другой чувствует себя полномочным представителем традиции, старой школы и пишет обстоятельно (вот если бы премию вручали за нарушения дедлайна, у автора этой статьи не было бы конкурентов).

Необходимо было заявить о содружестве СМИ. С одной стороны, они становятся центром притяжения (еще одна символическая параллель с концертом и командой Даниила Когана), направляют усилия авторов, а с другой – выражают идею принципиальной сочетаемости форматов. Все тревоги относительно вымирания профессиональной критики под напором интернета и новых технологий, к счастью, опровергаются законами культуры, где новый слой не может уничтожить уже сложившихся. Поэтому и важно поддерживать всех: печатные издания, их интернет-версии, классические тексты массовой коммуникации (радио и телевидение) и современные формы высказывания (блоги, влоги, подкасты).

 

Этот широкий диапазон подсказал жюри поистине соломоново решение. Были отмечены две монографии. Их авторы – уважаемые исследователи из Государственного института искусствознания Левон Акопян и Александр Наумов. Телевидение представила Ирина Никитина и блестящая программа «Энигма» (по большому счету – маленькие документальные фильмы со своим стилем бесед и решений видеоряда). От радио – сериал Ольги Сироты к 340-летию со дня рождения И.С. Баха на «Орфее». Работа Елизаветы Згирской из Томска – цикл видео о коллекции пластинок композитора Эдисона Денисова – вызывает интерес хотя бы самой встречей виниловой и цифровой эпох, не говоря о том, что это талантливо. Королева критических жанров – рецензия принесла успех Анне Коломоец, Татьяне Ефимовой и Глебу Чучалину, тексты которых любопытны поиском стилистических средств современного языка, уже знакомого с общением в соцсетях, но бегущего от их банальности. Автор лучшего интервью – мой коллега в номинации «Интересно о премьере» Сергей Буланов, умеющий ориентироваться в актуальных событиях так же, как сохранять наследие вокального исполнительства. Называю не всех лауреатов и призеров. Новая премия очень представительна, как ей и положено быть.

То, что благодаря Ассоциации мы узнаем друг друга, важно еще по одной причине. Задача любого критического текста (по Аристотелю – эпидейктической речи) состоит не только в том, чтобы похвалить или поругать. Главное – раскрыть предмет в его сути. Премия, как хороший текст, помогла обнаружить неповторимость финалистов. Одним необходимо признание их достижений на определенном этапе. Другим – новое сотрудничество, издание книги (как для Юлии Чечиковой), самым молодым – профессиональные стажировки. Что касается специального приза «Музыковед-резидент» от Союза композиторов России, который представила его генеральный директор Карина Абрамян, то это и вовсе одна из самых замечательных идей.

«Резидент» означает «житель», и новая «прописка» в Тульской областной филармонии мне весьма по душе. Там понимают важность оркестровой и дирижерской культуры, ценят преемственность поколений. И потому наше сотрудничество может оказаться полезным, что учтены обе предпосылки: заниматься своим делом и находиться на своем месте. То же у Глеба Чучалина, нового резидента Челябинской филармонии с ее прогрессивной «Курчатов Лаб», и Александра Лаврухина, который из родного Петербурга поедет в Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. Творческое содружество музыковедов с организациями по принципу комфортной среды – прекрасная мысль.

В ходе церемонии прозвучал тезис: музыкальная критика – это дело молодых. Могу поспорить. Критика как призвание требует таких знаний, эрудиции и опыта, наконец, литературного мастерства, что неизбежно превращается в профессию второй половины жизни. Правда, тут же вспоминаю слова Пришвина: «Ведь каждый раз, когда мне удается хорошо написать, читатели говорят: “Молодец!” И я молодею». В таком смысле все мы – лауреаты, призеры и номинанты из шорт-листа, в котором немало достойных работ, – молоды. Всего-то и требуется от нас – хорошо писать.

Алексей Парин: В Перми есть установка на уникальное, радикальное, альтернативное, из ряда вон выходящее

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы

Человек, который смеется и убивает События

Человек, который смеется и убивает

В Нижнем Новгороде прошла премьера «Риголетто»