History of the Russian Piano Trio. Vol. 8 <br> Lopatnikoff, Juon <br> The Brahms Trio <br> Naxos Релизы

History of the Russian Piano Trio. Vol. 8
Lopatnikoff, Juon
The Brahms Trio
Naxos

Брамс-трио работает в темпе presto: прошли считанные недели с момента появления седьмой части антологии русского фортепианного трио, а в свет уже выходит ее восьмой выпуск! На этот раз Наталия Рубинштейн, Николай Саченко и Кирилл Родин представляют двух основательно забытых ныне русских композиторов из числа постреволюционных эмигрантов, осевших в Берлине, – Николая Лопатникова и Павла Юона. Фамилию Юон большинство отечественных любителей искусства ассоциируют с художником Константином Юоном, а его брат Павел, композитор, известен намного меньше. Не приняв революционные перемены, он не появлялся в России после 1917 года, и в нашей стране его имя оказалось своеобразной фигурой умолчания, а в Европе прижизненное признание сменилось едва ли не полным забвением после смерти. Трио ля минор Павла Юона покоряет своей бескомпромиссной ориентацией на русский фольклор: на народных интонациях строятся все без исключения темы сочинения. Не менее интересен и мягкий, пастельный колорит в духе импрессионизма. В интерпретации Брамс-трио акцент сделан на тонкую детализацию и поиск тембровых нюансов: трактовка в целом оставляет впечатление светлой, ностальгической гармонии.

Дополняет трио запись Сюиты до мажор, состоящей из пяти миниатюр: калейдоскоп изящных и милых стилизаций, тонкий юмор которых удалось убедительно подчеркнуть исполнителям. Главной сенсацией релиза стала, однако, мировая премьера записи Трио ля минор Николая Лопатникова, о существовании которого в принципе известно лишь узкому кругу специалистов. Сама Наталия Рубинштейн рассматривает это сочинение как не имеющее аналогов в отечественной истории жанра, так как композитору удается инкорпорировать в одном трио черты контрастных стилей: и архаичный русский мелос, и барочные риторические фигуры, и каббалистический символизм, и китч, и даже джаз. Все вместе, «деконструируясь» в плавильном творческом котле, создает собственный, ни на что не похожий стиль Николая Лопатникова. Музыкантам Брамс-трио удалось в своей трактовке воспроизвести эту музыкальную «алхимию». Также стоит отметить и качественную звукорежиссерскую работу в ракурсе тембрового и динамического баланса. Особенно сильное впечатление производит третья часть, Andante, в духе потустороннего траурного марша. Так или иначе, знакомство с этим сочинением производит если и не революцию, то как минимум определенную смену акцентов в восприятии истории жанра. Вероятно, не последнюю: впереди – новые выпуски антологии, а значит, и новые открытия.