Концертный байопик События

Концертный байопик

Теодор Курентзис и артистки Академии Рубинштейна продолжают исполнение генделевской программы

Масштабный проект был задуман сразу по двум поводам – как концертное приношение великому барочному мастеру, чей 340-летний юбилей отмечается в этом году, и как дебют молодых певиц первого набора Академии Рубинштейна.

Впервые программу Hændel представили летом в Северной столице, а затем – на Дягилевском фестивале в Перми. Судя по рецензиям, сценографию и некоторые художественные решения впоследствии скорректировали. Если в ранней версии на экране появлялись графические фрагменты портрета Генделя – силуэт, черты лица, – то теперь сцену определяла единственная доминанта: пустой неоновый куб без проекций. Любопытно, что именно этот минималистичный элемент вызвал больше всего споров: часть критиков сочла визуальный образ чрезмерным, даже нарочито эксцентричным. Похоже, Курентзис и его команда прислушались к отзывам – в новой версии куб выглядел стильно, органично и стал символическим порталом, связывающим генделевский мир с нашим.

Программа концерта поражала продуманностью и хронологическим размахом – словно музыкальная биография Генделя в миниатюре, охватывающая почти полвека его творчества. От ранних римских сочинений – псалма Dixit Dominus (1707) и оратории «Воскресение» (1708) – до зрелых английских ораторий, включая «Теодору» (1750). Этот путь позволяет услышать, как юношеская виртуозность и театральная экспрессия постепенно превращаются в ясность, внутреннюю сосредоточенность и духовное сияние позднего Генделя. Порадовало и жанровое богатство: арии из опер seria («Ринальдо», «Юлий Цезарь в Египте», «Орландо»), торжественные гимны («Садок-священник», Eternal Source of Light Divine из «Оды ко дню рождения королевы Анны»), оратории («Израиль в Египте», «Радостный, Задумчивый и Умеренный»), оркестровая «Музыка на воде». Такое разнообразие создавало естественную драматургию: драма и страсть сменялись созерцанием и духовным просветлением. Построенная по принципу восхождения – от итальянских религиозных страниц к английским хоровым апофеозам – программа превращалась в метафорический путь самого композитора: от земного театра к духовному откровению.

Особое впечатление произвел состав молодых солисток Академии Рубинштейна, для которых «Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю» стала дебютом. Каждая из них предстала как зрелая артистка с яркой индивидуальностью и безупречным владением барочной техникой. В программе не было случайных номеров: арии и ансамбли подобраны с точным учетом тембра, темперамента и сценического облика каждой певицы.

Контральто Юлия Вакула представила редкое сочетание колоратурной гибкости и внутренней сосредоточенности в арии Ирены As with Rosy Steps the Morn из «Теодоры» – одной из самых светлых страниц позднего Генделя.

Диана Носырева блестяще провела драматическую линию в арии Армиды Ah! Crudel nel pianto mio, а в дуэте из псалма Dixit Dominus ее голос изящно раскрылся в диалоге с сопрано Иветы Симонян. Симонян, солистка Приморской сцены Мариинского театра, покорила филигранным дыханием, мелизматикой и безупречным барочным фразированием в арии Ангела Disserratevi, o porte d’Averno из «Воскресения». Ее исполнение Eternal Source of Light Divine вместе с контратенором, коучем академии Андреем Немзером, стало одной из эмоциональных вершин вечера. Софья Цыганкова наполнила арию Клеопатры Piangerò la sorte mia трагической глубиной и светлой одухотворенностью – напоминая, что у Генделя даже страдание озарено внутренним светом. Ксения Дородова отличилась легкостью подачи, чистотой интонации и прозрачностью звучания в хоровых эпизодах из ораторий «Израиль в Египте» и «Радостный, Задумчивый и Умеренный». А Татьяна Бикмухаметова покорила камерной утонченностью и почти инструментальной точностью в арии Марии Клеоповой из «Воскресения».

 

Демонстрируя великолепную вокальную школу, певицы сумели передать дух барочной эпохи не как стилизованную реконструкцию, а как живое, эмоционально насыщенное искусство.

Оркестр, хор и танцевальная труппа – вся «семья» musicAeterna – была в сборе на сцене, а порой и за ее пределами, заполняя пространство зала. Хореографический почерк Валентины Луценко легко узнаваем – из проекта в проект он сохраняет особую экспрессию. Ее пластический язык рождает эмоциональные аффекты, обретающие телесность: медленная, тягучая пластика, движения, будто проходящие сквозь время. Порой казалось, что танцоры сошли с фресок Сикстинской капеллы; в другие моменты – играли, как дети, или растворялись в эротически напряженных дуэтах. Такая хореография придавала церемонии зрелищность, но не перегружала ее. Здесь танец был не самоцелью, а еще одним выразительным инструментом в общей партитуре спектакля.

Хор тоже не оставался статичным: он то огибал трехуровневую сцену, то расходился по группам, то плавно возносил руки к воображаемому Господу, становясь частью общей сценической архитектуры.

Оркестр играл в барочном строе – чуть ниже привычного, что придавало звучанию особую мягкость и глубину. В составе появились и редкие инструменты – например, критская лира, на которой играл Йоргос Калудис. Стоит ли говорить о безупречном уровне исполнения: барочная музыка и исторически информированное исполнительство давно стали визитной карточкой Курентзиса и его коллектива. И все же каждый раз поражаешься тому, с какой чуткостью и вниманием musicAeterna работает с каждым штрихом. Оркестровый баланс, дыхание фраз, динамические и эмоциональные нюансы, бережное взаимодействие с солистами – за этой отточенной красотой чувствуется колоссальная совместная работа музыкантов и их вдохновителя.

Посвящение Генделю – приношение Богу

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы