Динис Курбанов: Никто не проявит интерес к нашей музыке просто так Персона

Динис Курбанов: Никто не проявит интерес к нашей музыке просто так

В Концертном зале имени П.И. Чайковского 20 октября откроется Седьмой фестиваль Союза композиторов России «Пять вечеров». На первом вечере будет исполнен «Красный концерт» для большого симфонического оркестра Диниса Курбанова (ДК). Как молодому композитору реализоваться в Екатеринбурге, в чем уникальность свердловской композиторской школы и какие проблемы ждут вчерашнего выпускника – эти вопросы с лауреатом всероссийского конкурса «Партитура», доцентом кафедры композиции Уральской государственной консерватории обсудила Вероника Калистратова (ВК).


ВК Динис, что для вас Екатеринбург как для композитора? Как он звучит?

ДК Звучит как родина. Очень тепло, светло и спокойно. Хотя я родился и живу в городе Верхняя Пышма, каждый день бываю в Екатеринбурге. Тут есть филармония и консерватория высокого уровня, но нет московской гонки, когда все должно быть готово уже вчера. Есть дистанция, пространство.

ВК Как место, в котором вы выросли, повлияло на вас музыкально?

ДК Во-первых, мне очень нравится уральский фольклор. Повезло, что у меня были педагоги, которые сами ездили в экспедиции, собирали материал и выпустили множество сборников, – как, например, Татьяна Ивановна Калужникова.

Во-вторых, повлияла природа. Мы с семьей завсегдатаи озер. Просто побыть на берегу, посмотреть, как свет ложится на воду, как себя ведет ветер – тут много музыкальных процессов.

Гала-концерт лауреатов конкурса «Партитура»

ВК Вы упомянули филармонию и консерваторию – это главные очаги вашей музыкальной жизни в Екатеринбурге?

ДК Да, и не только моей. В первую очередь это консерватория – она даже называется Уральской. Я счастлив работать там на кафедре композиции. Потом Свердловская филармония – сотрудничаю с ней. И театр «Урал Опера Балет» – один из немногих, инициирующих проекты с современными композиторами. Далеко не каждый оперный театр может себе такое позволить. С ним пока еще работать не доводилось – надеюсь, что все впереди.

ВК У Уральской консерватории интересная история. Основана в 1934 году, то есть не из-за эвакуации военных лет. Первые преподаватели были из разных уголков СССР. Как будто с самого начала она стала плавильным котлом, в котором смешались разные школы.

ДК При этом в военные годы в Свердловск были эвакуированы три консерватории: частично Московская и Ленинградская, полностью – Киевская. Глиэр, Шебалин, Нейгауз, Столярский, Мазель, Друскин – они и многие другие вели занятия в нашей консерватории.

«Ленинградский след» затронул меня лично: мой педагог Анатолий Николаевич Нименский учился у Вадима Давидовича Бибергана. А Биберган в свою очередь заканчивал аспирантуру у Шостаковича в Ленинградской консерватории.

ВК Но уже давно сложилась уральская композиторская школа. Как ее можно описать стилистически?

ДК Она очень разнообразна. Стиль – предмет индивидуальности даже не композитора, а отдельно взятого сочинения. У нас есть выпускники, невероятно увлеченные фольклором (причем это композиторы разных поколений: и мэтры, и только выпустившиеся ребята), есть те, кто занимается авангардными поисками. Стиль не так важен, как опора на музыкальный образ. И чтобы была ясность: ясность формы, содержания.

ВК Если не стиль, то принадлежность к школе уже самоценна?

ДК Мне важно, что я продолжаю ветвь моего мастера. Я очень благодарен Анатолию Николаевичу Нименскому, в творчестве он был мне как отец. Учил, что композитор должен мыслить образами. И постоянно задавать себе вопросы. Что я пишу? Почему? Для кого? Что я хочу сказать?

Учил ответственности за каждую ноту – отсюда принцип экономии средств выразительности. Говорил: «Если ты что-то написал, уже не можешь от этого отказаться. Есть музыка поверхностная и глубокая. Поверхностная – когда пишем материал за материалом. А глубокая – когда из имеющегося зерна достаем новые качества». Так возникает особое отношение к музыкальному времени – полный отказ от рамплиссажей.

Меня учили смотреть на свое сочинение с трех позиций: художника, учителя, цензора. Сначала сочинять, пока не будешь удовлетворен как художник. Возвращаться к началу и пересматривать свой материал так, будто тебе его показывает другой человек, – выяснять, что получилось, что нет (и почему!). И наконец – вырезать, будто за каждую купюру хорошо платят.

Если поэтапно работать над эпизодами сочинения, из него будто выпаривается вода, и в конце концов остается концентрат музыкальной мысли. Этим можно заниматься бесконечно. Как говорил мой учитель, композитора определяет не талант, а та точка, на которой он готов остановиться.

Со студентами стараемся воплощать любую идею через призму действия: смотреть не на солнце – а на закат или восход, не на море – а на прибой или шторм.

ВК Теперь, когда вы сами учитель, как изменился ваш подход к собственной работе?

ДК Наверное, появилось больше осознанности. Чувствую больше ответственности за каждый звук. Учу своих студентов, что всегда первичен музыкальный образ, – именно он становится той идеей, которая затем диктует все остальное, в том числе выбор средств выразительности. Стараемся воплощать любую идею через призму действия: смотреть не на солнце – а на закат или восход, не на море – а на прибой или шторм. Находить процессуальность в том, что кажется на первый взгляд статичным. Работать над текстурой материала – осязательными и температурными свойствами звука, продиктованными художественным образом (материал может быть «холодным», «обжигающим», «стеклянным»). Формировать логику непредсказуемости.

Три года назад в Уральской консерватории было издано мое учебно-методическое пособие «Активизация образного мышления на уроках композиции» – там я подробно изложил вариант творческого процесса.

А еще я стараюсь замечать красоту в обычных вещах, как ребенок. Мы как-то гуляли с сыном, и он закричал: «Папа, смотри, почему радуга упала?». Там была лужа бензина, но он-то этого не знает. Для него «радуга упала» – какой это музыкальный образ!

Гала-концерт лауреатов конкурса «Партитура»

ВК Многое сказано об учениках, а что насчет ваших коллег? Вы состоите в Союзе композиторов Свердловской области – он нацелен на профессиональное общение или скорее на точечную поддержку?

ДК Мероприятий, организованных Союзом, бывает не так много: мы празднуем юбилеи композиторов и самой организации. Что касается поддержки – это происходит регулярно. Союз выдвигает кого-то из членов на стипендии разного уровня, это большая помощь.

ВК То есть связи внутри профессионального сообщества создаются скорее между композиторами лично?

ДК В общем-то, да. Наши композиторы очень разные: кто-то пишет только для детей, для театра, кто-то занимается авангардом. Одно дело – встретиться пару раз в год, другое – работать над общими проектами. Поэтому все разбиваются на подгруппы. В них люди схожи по возрасту и эстетическим устремлениям.

ВК Кто в вашей подгруппе?

ДК Не могу сказать, что это какая-то одна подгруппа. Но, прежде всего, это композиторы, которые тоже учились у Анатолия Николаевича, – у нас очень дружная школа. Среди них – Иван Колованов, Вероника Лихачёва, Андрей Артёмов (мой первый выпускник, но сначала он учился у моего учителя), Антон Леонтьев, Алан Кузьмин – он заведующий кафедрой композиции нашей консерватории.

Вместе мы организовывали концерт памяти нашего учителя, посвящали ему сочинения. Сами собирали симфонический оркестр, приглашали дирижера из филармонии – и получился концерт в двух отделениях.

Кстати, так сложилось, что четверо из шести педагогов кафедры – выпускники Анатолия Николаевича Нименского. Кроме меня, это Алан Кузьмин, Иван Колованов и еще Александр Пантыкин – он и председатель Союза композиторов Свердловской области.

Кафедра композиции Уральской консерватории в 2024 году

ВК Как своими силами собрать концерт в двух отделениях?

ДК Помогают знакомства с дирижерами. В Свердловской филармонии есть гениальный Алексей Юрьевич Доркин – на наше счастье, он любит современную уральскую музыку. По возможности включает нас в репертуар филармонии, зовет в свои концерты.

Раньше у филармонии было соглашение с нашей кафедрой композиции. До 2019 года, на протяжении почти восьмидесяти лет, экзамен у пятого курса проходил в виде концерта с Уральским академическим филармоническим оркестром. Нименский был главным в этом содружестве, но он от нас ушел, а заново мосты еще не успели навести. Возобновить выпускные концерты в филармонии – мечта.

Когда знаешь, что экзамен может быть стартом карьеры, уровень ответственности меняется. Анатолий Николаевич рассказывал: давно, еще в советское время, студент допустил маленькую ошибку – поставил репетиционную цифру у трубы на такт позже. Ауфтакт – труба не вступает! – два, три… Выясняется, что цифра не на месте. Дирижер швыряет партитуру в автора и заявляет: «Я это играть не буду». Сейчас дирижеры не такие строгие, но я стараюсь удерживать уровень своих студентов – и другие педагоги тоже.

ВК Вам никогда не хотелось уехать из Екатеринбурга? Строить карьеру где-то еще?

ДК Никогда. Мало в каких городах есть такое идеальное соотношение развитости и спокойного темпа жизни. При этом, как ни странно, в Москве моя музыка звучит чаще, чем здесь. Но для этого не нужно переезжать: не нужно быть в городе 24/7, чтобы реализовать проект. Большую часть организации и свое участие можно сделать дистанционным, а потом прилететь на репетиции – их обычно бывает по две-три.

Мне важно, чтобы устраивало основное место работы. Потому что редко бывает, когда композитор зарабатывает, сочиняя музыку. Мой основной источник дохода – преподавание. Я преподаю в Уральской консерватории, в РГППУ и в ДМШ № 2 имени Глинки. Плюс зарабатываю оркестровками и аранжировками, сотрудничаю с разными оркестрами и филармониями.

ВК А на своей музыке?

ДК Нет – и, наверное, не хотел бы. Безусловно, я рад, когда за сочинения выдают премии, стипендии. Но зарабатывание на них напрямую налагает ограничения, ведь заказчику нужно что-то определенное. Другое дело – когда, например, подходит известный пианист и говорит: «Не хотели бы вы для меня написать что-нибудь интересное?» Тут не предполагается гонорар, но и требования на этом заканчиваются: инструмент, крупная форма и «что-нибудь интересное». При этом меня спокойно ждут. Так появился цикл «Русская тишина» – его «заказал» Антон Бородин. Когда обращается исполнитель или дирижер с подобной просьбой – это интересно. Хотя писать за деньги я, конечно, в перспективе не отказываюсь.

ВК Получается, вы себя чувствуете полностью реализованным как композитор?

ДК На данный момент да. Видимо, я поймал какую-то волну, и разные исполнители высокого ранга обращают на меня внимание, ждут от меня музыки. Я в этом плане очень счастливый человек и буду рад, если это продолжится.

ВК А что насчет слушателей? Они ждут вашу музыку?

ДК В мае мы с Иваном Коловановым делали совместный авторский концерт в нашей консерватории. В тот же день и время параллельно проходили еще два: в Малом зале консерватории и в училище Чайковского. К нам пришло больше половины зала – больше, чем в соседнем Малом, а там играли что-то из Бетховена.

Конечно, это не та массовость, к которой привыкла популярная музыка. Наш слушатель ограничивается концертным залом. Прекрасно, если зал полный, но половина – тоже успех. Мне нравится работать со слушателем, который открыт новому. С тем, кто пришел, потому что ему интересна сегодняшняя музыка, – такие слушатели есть в Екатеринбурге.

Динис Курбанов, Антон Бородин, Иван Колованов

ВК Насколько залы и коллективы Екатеринбурга открыты для сотрудничества с молодыми композиторами? Где и кем их музыка может исполняться?

ДК Никто не будет исполнять композитора, возникшего из ниоткуда. Во время учебы в консерватории нужно наработать контакты: познакомиться и подружиться с музыкантами, посылать свои сочинения на конкурсы и фестивали. И научиться организовывать свои исполнения самостоятельно. В нашей консерватории нет какого-то специального ансамбля для этих целей, но зато есть возможность организовать зал для студентов и педагогов. Смог договориться с залом – уже полдела, а дальше в ход идут личные знакомства с исполнителями.

Все-таки композитор должен, прежде всего, сам продвигать свое творчество. Иначе после выпуска придется все время платить за право прозвучать – и либо быстро разориться, либо перестать сочинять. Никто не проявит интерес к нашей музыке просто так – композиторов тысячи. Только Уральская консерватория выпускает в среднем четыре-пять композиторов в год – а по стране не меньше сотни профессионалов. Кто кому будет интересен в этой ситуации?

Исполнитель хочет играть гениев, теоретик – писать о гениях, композитор же часто (и это неправильно!) считает гением себя.

ВК Равнодушие к вчерашнему выпускнику – главная проблема для начинающего композитора?

ДК Скорее, это проблема замыкания в самом себе или в небольшой группе. Сегодня можно озвучивать музыку без живого исполнителя – и у композитора нет стимула и желания общаться и наводить мосты. Но это проблема не только композиторов.

Не каждый исполнитель, выпускаясь, желает видеть в своем репертуаре действительно современную музыку. Да и теоретики часто предпочитают умерших композиторов ныне живущим. Исполнитель хочет играть гениев, теоретик – писать о гениях, композитор же часто (и это неправильно!) считает гением себя. Каждый замыкается в своем сообществе, и только единицы эти границы нарушают. Какой тут слушатель, нам бы друг с другом разобраться!

В Екатеринбурге эта проблема не так сильно выражена. Мне и моим друзьям неоднократно удавалось собрать оркестр, который играл нашу музыку на чистом энтузиазме. Думаю, это зависит от образа жизни, который диктует город. У моих друзей в Москве проходит по три-четыре концерта в день – к ним нельзя подойти с предложением в стиле «у меня есть проект, в котором ты ничего не заработаешь, но будет десять репетиций и возможность сыграть что-то новое». В Екатеринбурге не каждый музыкант так востребован – может, к несчастью исполнителей, но к большому счастью композиторов.

Фестиваль «Пять вечеров»

ВК А если границы между музыкантами преодолены и дальнейший путь примерно ясен? С чем неприятным приходится сталкиваться?

ДК С недостатком заинтересованности государства в композиторах. Интерес был огромным в советское время, а сейчас только начинает возрождаться. Появляются различные стипендии, премии, фестивали, финансируемые государством. Совсем недавно этого не было. Но я смотрю в будущее с оптимизмом.

Как я уже говорил, композитор чаще всего не зарабатывает собственной музыкой. Если он не работает в сфере кино или театра, то должен работать в смежной профессии. Мне повезло, я нашел свое место в педагогике, – но ведь не каждый будет преподавать. Многие вынуждены тратить много времени не на музыку – а это уменьшает количество и качество сочинений. Хорошо бы, чтобы композиторы могли заниматься творчеством и при этом если не жить богато, то хотя бы не нуждаться и не заниматься другой профессией.

«Читки» по «Партитуре»