Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

На осеннем фестивале «Музыка сибирских историй», организованном тобольским «Университетом сибирских историй» при поддержке Союза композиторов России, программы социальных инвестиций «СИБУР» «Формула хороших дел» и Администрации города Тобольска, состоялись мировые премьеры произведений, вдохновленных Сибирью.

Первый фестиваль «Музыка сибирских историй» предложил публике принять участие в расследовании природы актуальности новой российской и мировой академической музыки. Проверяли три основные версии: музыку делает захватывающей, ясной и непредсказуемой ее связь с гением места (с Тобольском и Большой Сибирью), ее способность рассказывать истории, откликаясь на старинные и новые сюжеты и создавая собственные нарративы, или главная интрига заключается в технологическом новаторстве, иногда следующем за технологическими прорывами в обычной жизни, а иногда опережающим их?

Фестиваль представил коллекцию премьер российских композиторов и другие партитуры, от легендарных до новейших, в которых, по замыслу авторов, можно было услышать, как звучит современная Сибирь и как она может звучать в будущем; понять, может ли новая академическая музыка рассказывать истории, если эпоха «программной» музыки закончилась еще в романтическом XIX веке; и существует ли в природе «музыка полимеров», а если да, то как она звучит. Оказалось, гораздо проще, знакомее и красивее, чем можно было предположить.

Три направления исследований «Музыки сибирских историй» – «музыка тайги», «музыка болот», «музыка историй» – стали маршрутами трех концертов-путешествий московского OpensoundQuartet. Были исполнены партитуры-победители open call, объявленного совместно с Союзом композиторов России и Фестивалем сибирских историй специально для тобольских премьерных серий. В конкурсе приняли участие 36 композиторов из 15 городов, победителями стали Сергей Зятьков (Сургут) с Третьим струнным квартетом «Страна городов», Андрей Молчанов (Новосибирск) с пьесой «Умревинский острог» и москвичка Татьяна Шатковская с партитурой «Погребенные под волнами». При этом, по словам руководителя OpensoundQuartet Станислава Малышева, «по-настоящему интересной музыки, вдохновленной Сибирью, оказалось гораздо больше – для исполнения на фестивале и пополнения нашего постоянного репертуара мы отобрали еще несколько сочинений».

Композиторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новокузнецка, Красногорска и Сургута в программе первого концерта «Музыка тайги» рассказывали истории о природе Сибири, такие как, например, «Чаша слез»: Григорий Середин напомнил о народном названии Хантайского озера, погрузив слушателей не только в фольклорную девичью печаль, но и в современную поэзию звукового эксперимента.

Во второй программе «Музыка болот» звучали истории о тайнах и реальности сибирских рек и болот, старых острогов и новых гидроэлектростанций, о новой нотации и старинной крюковой письменности, а также о человеческих и музыкальных сверхспособностях ее древних и современных жителей. И в заключительном концерте объединились все три направления исследований фестиваля – проба нового голоса музыкальной Сибири, поиск новых нарративных возможностей в творчестве (назовем это «новой программной музыкой») и испытания полимерных музыкальных технологий. В программу вошли произведения композиторов-традиционалистов, минималистов, музыкальных этнографов, специалистов в области звукописи, в сфере театральной и киномузыки, а также экспериментаторов в области урбанистики и архаики. В частности, в квартете «Страна городов» Сергея Зятькова можно было уловить партитурную связь с конструктивно сдержанным, технологичным и в то же время поэтичным искусством художников школы «сибирской неоархаики»; в минималистской абстракции Филипа Гласса – звуковой структуре из повторяющихся и постепенно трансформирующихся базовых элементов – расслышать следы кинематографической сюжетности; а в квартете Павла Карманова нафантазировать для себя химический состав фирменного кармановского ре мажора, как будто сплавленного из чистого рения – одного из самых редких, плотных и тугоплавких металлов на Земле с его серебристо-белым цветом, словно отраженным в партитуре.

Спецпроектом внутри фестиваля стала «Полемика историй» – концерт хора «Полемика» Евгения Кузнецкого: музыка разных эпох и стилей звучала как вокальное приключение и дополнительный аргумент в пользу тезиса о том, что без происходящего на региональных сценах сложно представить актуальный художественный процесс.

«Исследовательская программа фестиваля посвящена не только “музыке историй”. Кроме “Лаборатории нарративной музыки” мы уже второй год в “Лаборатории музыкальных полимеров” внимательно изучаем “повторения”, репетитивные практики в музыке и звуковых ландшафтах», – рассказал основатель фестиваля «Музыка сибирских историй» Андрей Гельмиза, предложивший термин «музыкальный полимер» для описания репетитивной музыки в связи с молекулярной структурой полимеров химических как многократно повторенных одинаковых фрагментов. «Здесь, в Тобольске, в городе, ежедневная жизнь которого связана с созданием полимеров на инновационном нефтехимическом гиганте “СИБУР”, мы размышляем обо всех прочих формах полимеризации, о репетитивных принципах построения нашего мира и его музыки и экспериментируем с новыми идеями». Не ради одного только эксперимента, но и для красоты на фестивале прозвучала мировая премьера нового «музыкального полимера» композитора Александра Белоусова, созданного по заказу фестиваля и вдохновленного работами двух Дмитриев – Менделеева с его таблицей химических элементов и Шостаковича с его «главным русским квартетом» – Восьмым.

Материалом стали базовые элементы квартета Шостаковича – звуки D, S, C, H, интерпретированные как химические элементы: Ds – Darmstadtium (дармштадтий, атомный номер – 110, атомная масса – 281 г/моль), C – Carboneum (углерод, атомный номер – 6) и H – Hydrogenium (водород, атомный номер – 1). Их свойства, положение в таблице, а также принципы построения полимерных углеводородов легли в основу строгой музыкальной структуры, состоящей из цепочки ограниченного набора элементов длиной 281 музыкальный такт.

Организаторы фестиваля полагают, что музыку и химию роднит структура, при этом периодичность фрагментов, порядок связей, валентность и степени окисления, – все это может звучать совсем не так, как в учебнике химии. Для доказательства этой идеи в 2026 году Союз композиторов и фестиваль «Музыка сибирских историй» планируют снова объявить open call для композиторов, вдохновленных Сибирью, а значит, на следующем фестивале будут новая полимеризация, новые исследования и другие истории.

Полет над Сибирью

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова

Свет непогасших минут События

Свет непогасших минут

В Башкирском театре оперы и балета прошел концерт к столетию Наримана Сабитова

Сказка – ложь, но красивая События

Сказка – ложь, но красивая

Театр «Зазеркалье» привез «Сказку о царе Салтане» на сцену «Геликон-оперы»