И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Приятное оживление у входа в Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, прибытие к парадной лестнице современных автоэкипажей, узнавание медийных лиц, поднимающихся по мраморным ступеням, и, конечно же, афиша с ярчайшими именами исполнителей – пианист Денис Мацуев, певец Ильдар Абдразаков, артист Вениамин Смехов, органист Даниэль Шомодьи-Тот, контрабасист Андрей Иванов, барабанщик Давид Ткебучава, исполнительница на домре и мандолине Екатерина Мочалова, скрипач Вадим Репин, телеведущий Юлиан Макаров… Таков красочный пролог к спектаклю, развернувшемуся под названием «50 лет в строю».

Изюминка этого зрелищного действа состояла еще и в том, что календарная дата его проведения совпала с днем, когда главному персонажу перформанса исполнилось шестьдесят лет. «Я родился в Таганроге. Я обожаю этот город. Но я же очень рано уехал оттуда. В десятилетнем возрасте поступил в кадетское музыкальное училище в Москве. И это как раз было полвека назад», – пояснил Сладковский.

Таганрог лежит в пределах южной степной полосы, где бескрайние золотисто-коричневые просторы наполняют душу неуемной жаждой воли. Радик Салимов посвятил свою «Праздничную увертюру», которую маэстро выбрал для открытия юбилейного концерта, лошадям: «чапкын» можно перевести как «быстрый скакун». Начальные фанфары меди знаменовали выход породистого скакуна, кружева скрипок – его грациозный шаг, упругие тутти – бег рысью, а ритмическая пульсация напомнила о галопе. А сам Александр Сладковский как всадник пронесся по волнам этого произведения.

Волн в этот вечер будет много. Море, которое так же, как и город, обожает Сладковский, материализуется и в неожиданной амплитуде музыкальных произведений, и в мощных приливах нескончаемых оваций зала, и в наплыве огромнейших букетов.

Если Вениамин Смехов в «соавторстве» с Булатом Окуджавой восславил музыканта, с которым «душа – уж это точно, ежели обожжена – справедливей, милосерднее и праведней она», то Ильдар Абдразаков взял в «соавторы» своего поздравления Сергея Рахманинова. «Дорогой Александр Витальевич, я поздравляю Вас от чистой души», – начал прославленный бас пропевать свой собственный текст на музыкальную шутку гениального композитора, впервые исполненную Федором Шаляпиным в 1908 году на мхатовском юбилее в адрес Константина Станиславского. Успех был оглушительный и у Шаляпина, и у Абдразакова. Ведущий Юлиан Макаров восславил юбиляра одой Державина, также адаптировав ее к торжественному моменту, а Вадим Репин помянул маму юбиляра, с которой, собственно, и началось великое восхождение маэстро к нынешним вершинам музыкального Олимпа, сыграв «Размышление» для скрипки с оркестром Петра Чайковского и «Венецианский карнавал» Никколо Паганини. Даниэль Шомодьи-Тот подарил Сладковскому Финал симфонии № 3 для органа с оркестром. А Денис Мацуев со товарищи осыпал присутствующих джазовыми импровизациями в обработках «Танца с саблями» Арама Хачатуряна, «Полета шмеля» Николая Римского-Корсакова и «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина.

 

Но море, как говорил Жюль Верн, – это вечное движение. Море бесконечно и разнообразно, уверяла Агата Кристи. Море – это оркестр Александра Сладковского, это волнующаяся и волнующая стихия. И татарстанские симфоники на этот раз удивили не только публику, но и своего предводителя тем, насколько разными они могут быть, насколько переливчаты их тона и многокрасочна эмоциональная интерпретация. Драйв охватил всех без исключения – и это добавило их звучанию фееричности, энергии и напора.

«Однажды я понял: мне мало одной партии, – откровенно признался Александр Сладковский. – Я хочу слышать все. Управлять всем этим океаном звука. Так появился дирижер. Быть в строю – значит не останавливаться. Не останавливаться – значит дышать вместе с оркестром. И когда это дыхание становится единым – рождается музыка. И это уже не биография, а партитура».

И высочайшей нотой вечера стал врученный Указом главы Республики Татарстан Рустама Минниханова юбиляру орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».

«Алга!», что в переводе с татарского означает «Вперед!», громогласно горланил вместе с музыкантами зал на финальных аккордах ставшего визитной карточкой Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан «Стана Тамерлана» из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане», и сам композитор, склонившись над роялем, настукивал по клавишам этот хит, словно подтверждая мысль Сладковского, что концерт этот отнюдь не точка, а всего лишь запятая в удивительном мире, где жизнь как музыка, а музыка как жизнь.

Александр Сладковский: Чувствую себя в Казани просто прекрасно

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова