События
Приятное оживление у входа в Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, прибытие к парадной лестнице современных автоэкипажей, узнавание медийных лиц, поднимающихся по мраморным ступеням, и, конечно же, афиша с ярчайшими именами исполнителей – пианист Денис Мацуев, певец Ильдар Абдразаков, артист Вениамин Смехов, органист Даниэль Шомодьи-Тот, контрабасист Андрей Иванов, барабанщик Давид Ткебучава, исполнительница на домре и мандолине Екатерина Мочалова, скрипач Вадим Репин, телеведущий Юлиан Макаров… Таков красочный пролог к спектаклю, развернувшемуся под названием «50 лет в строю».
Изюминка этого зрелищного действа состояла еще и в том, что календарная дата его проведения совпала с днем, когда главному персонажу перформанса исполнилось шестьдесят лет. «Я родился в Таганроге. Я обожаю этот город. Но я же очень рано уехал оттуда. В десятилетнем возрасте поступил в кадетское музыкальное училище в Москве. И это как раз было полвека назад», – пояснил Сладковский.
Таганрог лежит в пределах южной степной полосы, где бескрайние золотисто-коричневые просторы наполняют душу неуемной жаждой воли. Радик Салимов посвятил свою «Праздничную увертюру», которую маэстро выбрал для открытия юбилейного концерта, лошадям: «чапкын» можно перевести как «быстрый скакун». Начальные фанфары меди знаменовали выход породистого скакуна, кружева скрипок – его грациозный шаг, упругие тутти – бег рысью, а ритмическая пульсация напомнила о галопе. А сам Александр Сладковский как всадник пронесся по волнам этого произведения.

Волн в этот вечер будет много. Море, которое так же, как и город, обожает Сладковский, материализуется и в неожиданной амплитуде музыкальных произведений, и в мощных приливах нескончаемых оваций зала, и в наплыве огромнейших букетов.
Если Вениамин Смехов в «соавторстве» с Булатом Окуджавой восславил музыканта, с которым «душа – уж это точно, ежели обожжена – справедливей, милосерднее и праведней она», то Ильдар Абдразаков взял в «соавторы» своего поздравления Сергея Рахманинова. «Дорогой Александр Витальевич, я поздравляю Вас от чистой души», – начал прославленный бас пропевать свой собственный текст на музыкальную шутку гениального композитора, впервые исполненную Федором Шаляпиным в 1908 году на мхатовском юбилее в адрес Константина Станиславского. Успех был оглушительный и у Шаляпина, и у Абдразакова. Ведущий Юлиан Макаров восславил юбиляра одой Державина, также адаптировав ее к торжественному моменту, а Вадим Репин помянул маму юбиляра, с которой, собственно, и началось великое восхождение маэстро к нынешним вершинам музыкального Олимпа, сыграв «Размышление» для скрипки с оркестром Петра Чайковского и «Венецианский карнавал» Никколо Паганини. Даниэль Шомодьи-Тот подарил Сладковскому Финал симфонии № 3 для органа с оркестром. А Денис Мацуев со товарищи осыпал присутствующих джазовыми импровизациями в обработках «Танца с саблями» Арама Хачатуряна, «Полета шмеля» Николая Римского-Корсакова и «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина.
Но море, как говорил Жюль Верн, – это вечное движение. Море бесконечно и разнообразно, уверяла Агата Кристи. Море – это оркестр Александра Сладковского, это волнующаяся и волнующая стихия. И татарстанские симфоники на этот раз удивили не только публику, но и своего предводителя тем, насколько разными они могут быть, насколько переливчаты их тона и многокрасочна эмоциональная интерпретация. Драйв охватил всех без исключения – и это добавило их звучанию фееричности, энергии и напора.
«Однажды я понял: мне мало одной партии, – откровенно признался Александр Сладковский. – Я хочу слышать все. Управлять всем этим океаном звука. Так появился дирижер. Быть в строю – значит не останавливаться. Не останавливаться – значит дышать вместе с оркестром. И когда это дыхание становится единым – рождается музыка. И это уже не биография, а партитура».
И высочайшей нотой вечера стал врученный Указом главы Республики Татарстан Рустама Минниханова юбиляру орден «За заслуги перед Республикой Татарстан».

«Алга!», что в переводе с татарского означает «Вперед!», громогласно горланил вместе с музыкантами зал на финальных аккордах ставшего визитной карточкой Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан «Стана Тамерлана» из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане», и сам композитор, склонившись над роялем, настукивал по клавишам этот хит, словно подтверждая мысль Сладковского, что концерт этот отнюдь не точка, а всего лишь запятая в удивительном мире, где жизнь как музыка, а музыка как жизнь.
Александр Сладковский: Чувствую себя в Казани просто прекрасно