Релизы
История музыки – и академической, и популярной – знает немало примеров, когда брак перерастал в плодотворный творческий союз. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, Аль Бано и Ромина Пауэр, Пол и Линда Маккартни… Если многих из этих пар объединяли общие взгляды, то союз Джона Леннона и Йоко Оно – тот самый случай, когда противоположности притянулись: экс-участник The Beatles и звезда авангардного искусства.
Их совместное творчество началось в конце 1960-х с проекта Plastic Ono Band, где популярная музыка встречалась с концептуализмом, рождая необычный художественный гибрид. Они экспериментировали со звуком и манерой пения, выпускали как сольные пластинки (John Lennon/Plastic Ono Band, Yoko Ono/Plastic Ono Band), так и совместные работы. Венцом этого грандиозного симбиоза стал альбом Double Fantasy, который увидел свет за три недели до рокового выстрела, оборвавшего жизнь знаменитого ливерпульца.
Последовательность песен в альбоме выстроена как чередование исполнений: Леннон, Оно, снова Леннон и так далее. И это очень напоминает разговор двух супругов, где тема – одна, а манера подачи – разная. Оба поют о любви, но музыкальные языки кардинально отличаются. Леннон – это ровное звучание без каких-либо резких контрастов и выдающихся гитарных соло, пребывание в давно выбранной стилистике. В противовес ему Йоко Оно предлагает ломаные мелодии, повторяющиеся фразы (вроде навязчивого «Kiss, kiss, kiss me love»), экспериментальные вскрики и шумы. Ее треки тяготеют к минималистичной танцевальной эстетике, которая была чрезвычайно популярна на заре 1980-х. Однако на фоне философской глубины более ранних работ Леннона, таких как Imagine или Isolation, эта намеренная простота может восприниматься как художественный шаг назад. Что касается вокальных данных Оно, ее манеру сложно назвать традиционным пением. Даже в тех моментах, где ее голос звучит вполне сносно, во многом заслуга принадлежит работе звукорежиссеров.
Леннон называл альбом Double Fantasy отражением его семейной жизни. С этим можно согласиться, послушав два следующих друг за другом трека с одинаковым музыкальным решением: I’m Losing You и I’m Moving On. В первом герой отчаянно пытается удержать покидающую его возлюбленную, во втором героиня все-таки уходит. Эта пара песен действительно схожа с биографией музыканта и передает переживания во время затяжного расставания Леннона и Оно, после которого они воссоединились и продолжили совместную жизнь. Еще одним тематическим дуэтом являются Beautiful Boy и Beautiful Boys, в которых оба исполнителя поют о своей любви к общему сыну. Остальные же песни, исполненные Ленноном, напоминают оды прекрасной даме. Сплошное восхваление Оно, признание в невозможности жизни без нее больше похоже на болезненную привязанность. Здоровыми такие отношения назвать очень трудно. Идеальность союза оказывается лишь фантазией…
После трагической гибели Леннона Double Fantasy, изначально встреченный критикой прохладно, оказался на вершинах мировых чартов и получил премию «Грэмми» в категории «Альбом года». Столь резкая перемена в восприятии, несомненно, стала данью памяти музыканту и его пронзительно личной последней работе. Критики, прежде упрекавшие пластинку в эклектике, отсутствии целостности, стали находить в этом смешении стилей осмысленный художественный жест. И хотя сегодня Double Fantasy часто считают не самой сильной работой Леннона, не подлежит сомнению искренность музыканта. Он рассказал о своих чувствах так, как умел, – без страха и оглядки на чужое мнение. Этот альбом стал горько-сладким эпилогом его жизни и прощальным аккордом великого лидера The Beatles.