Кино <br> Молнии Индры <br> Национальное музыкальное издательство Релизы

Кино
Молнии Индры
Национальное музыкальное издательство

Виктор Цой – имя, знакомое каждому в России. Для миллионов слушателей лидер группы «Кино» стал символом целой эпохи, голосом перестройки с ее смятением, надеждами и жаждой перемен. Песни Цоя были о наболевшем, и сегодня, спустя десятилетия, они остаются актуальными и находят отклик в сердцах и умах нынешнего поколения. Легендарные хиты «Кино», как образцы классики отечественного рока, регулярно появляются в радиоэфире и плейлистах, на них создают каверы молодые исполнители, их включают в трибьюты. Однако, как это часто случается в творчестве многих культовых коллективов, помимо шлягеров существуют и забытые, недооцененные композиции. Из таких песен товарищи Цоя – Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Александр Титов – собрали альбом «Молнии Индры». В качестве обложки были использованы рисунки солиста, а названием послужили строчки из песни «Транквилизатор».

Композиции сборника, взятые как из первых альбомов «Кино» («46», «Ночь»), так и из посмертных релизов («Черный альбом», «Неизвестные песни»), составляют многогранный образ группы. Здесь в полной мере представлен спектр ключевых для Виктора Цоя тем. Любовная лирика («Разреши мне», «Ты обвела меня вокруг пальца», «Фильмы») сменяется героической патетикой («Ты мог быть героем», которая, к слову, гитарным вступлением напоминает более известную «Хочу перемен»). Музыкальная палитра также довольно широка: танцевальные ритмы («Ты обвела меня вокруг пальца») соседствуют с регги («Каждую ночь»). Особняком стоит неординарная песня «Транквилизатор»: ее внеземной саунд погружает слушателя в состояние, приближенное к трансу, создавая в трек-листе небольшой островок психоделики и медитативности.

Особенностью этого издания стали авторские комментарии участников группы. Каждому треку предшествуют краткие пояснения (Intro) – музыканты рассказывают о том, как рождалась та или иная песня, как делались современные аранжировки, а также рассуждают о творческих ориентирах «Кино» в 1980‑х. Например, Александр Титов назвал песню «Танец» «личным трибьютом» британской new wave группе Japan за счет намеренной скудности и репетитивности музыкального решения. Подобные ремарки – ключ к пониманию генезиса той или иной композиции, с их помощью слушатель может глубже понять авторский замысел.

Прижизненные записи Цоя несли на себе отпечаток технологий своего времени – исполнитель сам неоднократно сетовал в интервью на неидеальность звука. Потому оригинальные версии воспринимаются как более камерные, с приглушенным и порой даже резковатым звучанием. Современная же обработка нивелировала эти недостатки, придав общему саунду цельность, а партии ударных – мощную артикуляцию. В некоторых композициях аранжировка переработана за счет добавления или исключения новых инструментов. Например, в новой версии «Братской любви» присутствуют скрипка и флейта, а в оригинале «Дождя для нас» звучит саксофон, который при обновлении убрали. Существенной переработке подверглась «Камчатка»: в оригинальной версии партия ударных сведена к минимуму, упор сделан на взаимодействии гитар и электронных спецэффектов. В новой, наоборот, электроника звучит приглушенно по отношению к барабанам. Включение в общее звучание инструментов, не совсем обычных для рока, отвечает стремлениям Цоя создавать новую музыку в текстах и звуке, расширять привычный состав исполнителей. И, как нам кажется, его товарищам удалось этого достичь.

Альбом «Молнии Индры» стал теплым и живым воспоминанием о личности одного из главных рок-музыкантов страны. Бережная работа с архивными записями его голоса поражает: возникает ощущение, что Виктор Цой исполнил эти песни не три с половиной десятилетия назад, а в наши дни, стоя по ту сторону студийного стекла. «В небе над нами горит звезда» – эта строка обретает новый, буквальный смысл. Звезда по имени Виктор Цой.

 

Солнечный круг