Релизы
Маэстро Александр Сладковский, формируя репертуарную политику Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, уже давно мыслит не отдельными произведениями и даже не программами (или не только программами), а макроциклами. В разгаре – работа над симфоническими комплектами Бетховена и Малера. Уже вышли записи всех симфонии Шостаковича и всех инструментальных концертов того же автора. Теперь же к списку реализованного можно добавить все фортепианные концерты Прокофьева. Комплект из двух CD издан на лейбле ГАСО РТ Intermezzo и, судя по англоязычному оформлению, ориентирован на международную аудиторию. На одном диске представлены Первый, Четвертый и Пятый концерты, на другом – Второй и Третий. Во всех солирует Сергей Давыдченко.
Для Давыдченко Прокофьев, пожалуй, главный композитор. Именно исполнение его Второго концерта принесло пианисту первую премию на Конкурсе имени П. И. Чайковского в 2023 году. Затем молодой артист (на момент победы ему было всего восемнадцать) добавил в свой репертуар Четвертый концерт и вскоре сыграл Пятый – в московском абонементе ГАСО РТ. А в конце того же года представил с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра весь цикл. Студийная версия же была записана вместе с ГАСО и Сладковским – и это большая удача для всех участников проекта.
Филигранная блестящая виртуозность Давыдченко, легкость, оптимизм и мягкий лиризм, присущие его игре, как нельзя лучше подходят для музыки Прокофьева. Но и для оркестра из Татарстана симфоническое наследие Сергея Сергеевича – прекрасная возможность продемонстрировать свои самые сильные стороны: прекрасную медную секцию, огромный динамический диапазон, отточенность звучания.
К тому же у коллектива и солиста давняя история взаимоотношений (несмотря на юность последнего). «Что отличает ГАСО РТ – это высокий профессионализм и необычайное чутье музыки, в особенности музыки Прокофьева. Я начал играть с вашим оркестром с четырнадцати лет, и уже с тех времен мне было как ни с кем другим комфортно играть произведения этого композитора», – признавался Давыдченко казанской публике.
«Химия» между пианистом и оркестром чувствуется с первых же звуков Первого концерта. Знаменитая мелодия льется широким потоком и сверкает всеми оттенками великолепного tutti. Исполнители здесь одно целое. Как говорится, дышат в унисон.
Конечно, не может не впечатлить техника солиста. Да, сама по себе беглость пальцев сегодня не редкость. Но вот что пленяет, так это легкость и естественность: кажется, будто за безупречной артикуляцией каждой фразы, головокружительной точностью пассажей в стремительных Vivace и Allegro, столь любимых Прокофьевым, нет ни тени напряжения. Впрочем, не меньше подкупают лирические моменты – например, крайние разделы Larghetto из Пятого концерта, где фортепиано рассыпает нежнейшие гаммы в верхнем регистре.
Отметим и оркестр: любовь маэстро Сладковского к ярким контрастам (и, что немаловажно, способность его подопечных эти контрасты максимально слаженно и убедительно обеспечить) в случае с монтажным языком Прокофьева оказывается как нельзя кстати. Ну а сверкающие тембры духовых, играющих с завидной точностью, доставляют почти физическое удовольствие. При этом всегда сохраняется оптимальный баланс между группами и отдельными секциями. И даже в туттийных местах звучание ясное, прозрачное (это заслуга не только музыкантов, но и постоянного звукорежиссера Intermezzo Павла Лаврененкова).
Вообще, слушая ГАСО РТ, поражаешься его слаженности и гибкости. В концертах Прокофьева – особенно. Кажется, что перед тобой несущийся на полной скорости болид, чутко отзывающийся на каждое движение гонщика-дирижера. (Учитывая, что сам композитор был автолюбителем, такая вольная аналогия кажется вполне допустимой.) А потому такие записи доставляют двойное удовольствие: и прекрасной интерпретацией великой музыки, и звучанием как таковым – отражением практически совершенного механизма.
Амбициозному содержанию соответствует и физический облик издания, за что следует поблагодарить продюсера-перфекциониста Алексея Пилюгина. Каждый диск находится в индивидуальном кейсе, и оба они – плюс буклет – хранятся в едином боксе из твердого картона. Если стремиться к совершенству, посетовать можно только на одно: отсутствие в упомянутом буклете информации о самих произведениях, будь то размышления исполнителей или музыковедческое эссе. Тем не менее релиз вполне заслуживает коллекционного статуса: его приятно не только слушать, но и держать в руках, и хранить на полке. Тем более пока эта запись не представлена в иных форматах – цифровая версия на онлайн-платформах появится, но позже.
Александр Сладковский: Чувствую себя в Казани просто прекрасно