Малер под микроскопом События

Малер под микроскопом

Ансамбль Pelle d`Oca сыграл Малера в бизнес-центре

На втором вечере совместного проекта ВЭБ Центра и ансамбля Pelle d`Oca прозвучала Четвертая симфония Густава Малера в камерной версии, созданной Иэном Фаррингтоном.

В таком мегаполисе, как Москва, концертные площадки встречаются на любой вкус – и прославленные академические залы, и камерные помещения, и высокотехнологичные пространства в духе хай-тека. В ВЭБ Центре музыкальные вечера начали проводиться только в этом концертном сезоне, но нельзя не отметить, что свое лицо у места уже есть: атмосфера элитарного лоска без дурновкусия, ненавязчивое гостеприимство и отменное качество событий. Огромный атриум высококлассного бизнес-центра, пустеющий к вечеру, сам по себе настраивает слушателей на комфортное, но отнюдь не сибаритское восприятие интеллектуального мира полотен австрийского гения. Важной фирменной чертой всех выступлений Pelle d`Oca является подробное лекторское сопровождение исполняемых сочинений: обычно эту функцию берет на себя руководитель коллектива Николай Шугаев, но для вечеров в ВЭБ Центре было решено приглашать в гости авторитетных музыковедов: на этот раз с подробным комментарием, посвященным контексту и содержанию симфонии, выступила Евгения Кривицкая.

На первый взгляд, идея камерной обработки симфоний Малера кажется несколько причудливой: неотъемлемым качеством творчества композитора является грандиозный масштаб оркестровки, не предполагающей компромиссов. Для ансамбля Pelle d`Oca, впрочем, опыт «минималистичной» трактовки произведений композитора не первый и не последний: исполнение камерных версий симфоний является одной из сквозных идей коллектива в этом сезоне. Успех обеспечивают два фактора: бесспорное индивидуальное мастерство членов ансамбля (в особенности – исполнителей на духовых инструментах) и продуманная концепция интерпретации, авторская в деталях, но в целом не порывающая со сложившимися традициями. Для слушателей подобный опыт сравним с изучением знакомого произведения под микроскопом: отчетливо видны все скрытые слои, мелкие детали, выпукло ощущаются тематические связи. Другая аналогия – чтение текста пьесы после просмотра ее постановки в театре: не столь сильное переживание катарсиса, но при этом впечатления куда более глубокие, полифоничные и фундаментальные. Именно Четвертая симфония Малера для такого формата, пожалуй, особенно подходит: стилистическая игра с эстетикой классицизма и несколько потусторонняя наивность ее «райского» финала с песней «Небесная жизнь» (партию сопрано замечательно исполнила Валентина Правдина) вполне гармонично были воплощены и в камерной ипостаси.

Особенности самого пространства ВЭБ Центра диктуют необходимость использования звукового оборудования для коррекции звука в ходе выступления музыкантов, и подобная практика в целом стала привычной для новейших концертных пространств. Главный вопрос здесь – в слаженности и мастерстве работы команды «звуковиков» и возможностях оборудования. Еще на первом вечере искушенному слушателю были заметны определенные недочеты в этом аспекте, сейчас очевидна работа по их исправлению, но отдельные проблемы (например, контрастное качество звука в разных точках зала или тембровый баланс) пока еще остаются; какие-то моменты команда «звуковиков» корректировала прямо во время концерта. Так или иначе, Pelle d`Oca с первых концертов отличается стремлением к бескомпромиссному качеству, отсюда – и уверенность автора этих строк, что такие «болезни роста» легко излечимы.

Кто кого

Ночь в усадьбе События

Ночь в усадьбе

В Екатеринбурге прошла премьера мюзикла «Колдунья» по мотивам повести Куприна «Олеся»

Резонанс музыки и атомов События

Резонанс музыки и атомов

В музее «Атом» на ВДНХ появился собственный музыкальный фестиваль

Приношение богине с характером События

Приношение богине с характером

В Малом зале Московской консерватории широко отметили столетие со дня рождения Майи Плисецкой

Хоровой парад как творческий манифест События

Хоровой парад как творческий манифест

В Капелле Санкт-Петербурга состоялся заключительный концерт Музыкального фестиваля «Земля детей»