События
Продлившийся неделю и собравший на концертных площадках Нижегородской консерватории и Хорового колледжа двадцать пять коллективов, он обрел масштаб форума и по праву стал заметным музыкальным событием осени. Фестиваль с момента основания носит имя легендарного дирижера, многолетнего руководителя Горьковской капеллы мальчиков Льва Сивухина, яркой харизматичной личности. В год девяностолетнего юбилея Мастера репертуарный акцент фестиваля был предопределен. Композиторские опусы Сивухина, в том числе популярные транскрипции русских народных песен, составили основу концертных выступлений. Не были забыты и другие юбиляры нынешнего года – Чайковский, Свиридов, Пярт.
Многоликость хорового репертуара, где на стилевых полюсах располагались, с одной стороны, сочинения духовной и концертной традиции признанных авторов, с другой, смелые, даже экспериментальные премьерные опусы, обеспечила небанальность общей концепции и привлекла на концерты фестиваля большое число неравнодушной публики.
Показательная география коллективов – Москва, Саратов, Казань, Тольятти, Пермь, Иваново, Новосибирск, Минск и, конечно, Нижний Новгород; диапазон участников – от звонких голосов детских капелл до отточенного мастерства профессиональных студенческих и академических хоров – подчеркнул основные тренды современного российского певческого искусства.

«Фестивали – всегда масштабное культурное событие, в котором участвуют замечательные коллективы, представляющие хоровые школы многих регионов страны. В эти дни Нижний Новгород становится хоровой столицей, городом певческого братства, которому свою яркую творческую жизнь посвятил замечательный музыкант, композитор, организатор и педагог, народный артист России Лев Сивухин», – говорит художественный руководитель фестиваля, президент Нижегородской консерватории Эдуард Фертельмейстер.
Организаторам удалось выстроить захватывающую драматургию музыкального события и органично совместить в программе творческий и образовательный модули. Форум стал для его участников и концертной площадкой, и исполнительской лабораторией. Старт работы с хористами дал один из хедлайнеров марафона, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский. «Фестиваль – это увековечивание памяти потрясающего маэстро, с которым ассоциируется сегодня нижегородская хоровая школа, – отметил дирижер. – Встреча коллективов и руководителей хоров – это важнейший художественный и технологический взаимообмен. Поэтому значимость такого профессионального форума состоит не только в сохранении нашего искусства, но и в его развитии».
Не менее динамично и темпераментно продолжили работу по совершенствованию мастерства хорового исполнительства с участниками фестиваля его соорганизатор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Нижегородской консерватории Иван Стольников и ректор Саратовской консерватории Александр Занорин, которому в честь дня рождения была пропета «Многая лета…».
Усилив региональный вектор, в фестивальную палитру особую краску внес один из ведущих хоровых коллективов РФ – Государственный камерный хор Республики Татарстан (художественный руководитель Миляуша Таминдарова). Неожиданным ходом стало «эстрадное» амплуа академического коллектива, поскольку предпочтение музыканты отдали программе, ориентированной на национальные и популярные сочинения. Панораму самобытного хорового искусства представил и другой замечательный коллектив – Студенческий хор Белорусской государственной академии музыки (художественный руководитель Инесса Бодяко). Бурная и искренняя реакция публики подтвердила, что обращение к музыке разных народов – необходимая и востребованная часть фестивального репертуара.

Особый исполнительский вектор определили выступления многочисленных детских коллективов, представившие Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Иваново. Привлекая ребят разного возраста к исполнению музыки Баха, Моцарта, Бриттена, Чеснокова, Крылатова, Сивухина, талантливые хормейстеры-энтузиасты пробуждают любовь к певческому делу и воспитывают чуткий художественный вкус у юных артистов.
Воздушной прозрачностью фактуры, особой красотой гармонической вертикали и поэтичностью было отмечено исполнение сочинения юбиляра этого года – Георгия Свиридова – «Отчалившая Русь». Хор юношей Нижегородского хорового колледжа имени Л.К. Сивухина (художественный руководитель Дмитрий Васин) великолепно справился с ритмическими и тесситурными сложностями совсем не детской партитуры.
Одну из наиболее важных связующих программных нитей фестиваля определил юбилей эстонского композитора Арво Пярта. За почти семьдесят лет творческой деятельности он с любовью протягивал руку различным жанрам духовной музыки. Это паралитургические опусы православной и григорианской традиции, обращение к ренессансной полифонии. На фестивале звучали композиции разных лет, в том числе масштабная оркестрово-хоровая партитура «Плач Адама».
«В музыке Арво Пярта заложена огромная скорбь. В его минимализме надо искать тонкую, ускользающую выразительность. Мы давно мечтали исполнить “Плач Адама” силами нескольких коллективов», – рассказывает художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Орфей» Петр Юрков (Пермь).
Для исполнения сочинения Пярта к оркестровому коллективу присоединились молодежный хор «Возрождение» Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова (Нижний Новгород, художественный руководитель Сергей Смирнов), смешанный хор «Возрождение» центра «Радость» (Москва, художественный руководитель Татьяна Жданова). Выверенная интонация, слаженный унисон, отчетливая артикуляция, умение темброво разнообразить вокальный звук обеспечили достойный художественный результат. Музыкантам хора и оркестра удалось создать звуковой образ сложно переплетенных эмоций ужаса и обреченности, заложенных в партитуре Пярта. Дирижер Петр Юрков приблизился к постижению замысла композитора-современника, он чувствует драматургию формы и мастерски выстраивает ее. Порой казалось, что на сцене не сводный молодежный хор, а сплоченный профессиональный коллектив. Эмоциональное погружение публики было максимальным.

Подхватив интонацию празднования юбилея эстонского композитора, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая исполнила органные сочинения Пярта – Тrivium и Salve Regina совместно с камерным хором «Нижний Новгород» (художественный руководитель Иван Стольников). Написанные для хора и органа, они представляют собой образцы исключительно естественного сочетания тембров и погружают слушателей в атмосферу католического храма, где эффект застывшего времени становится осязаемым.
Перекидывая мост от современных произведений к шедеврам духовной музыки прошлого, свое прочтение сочинений Рахманинова представил Александр Рыжинский и Гнесинский ансамбль современной хоровой музыки Altro coro. Проникнутая лирикой, но не нарушающая строгости богослужения «Литургия св. Иоанна Златоуста» была интерпретирована коллективом сдержанно и вдумчиво. Деликатно работая со словом, дирижер уделял внимание стилевым особенностям партитуры: древнерусский характер и архаичный колорит усиливался выразительным «произнесением» диатонической мелодики и подчеркнутой красотой гармонических красок.

Неизменная особенность фестиваля – мировые премьеры. Юбиляр этого года московский композитор Юрий Потеенко написал сочинение специально для проекта. В исполнении сводного студенческого хора Нижегородской и Саратовской консерваторий и камерного хора «Нижний Новгород» прозвучала «Былина» на слова А. Толстого. Тонкая динамическая нюансировка, ансамблевая слаженность и стройность вертикали – сильные стороны премьерного исполнения.

Масштабный фестиваль стал не просто знаковым событием, но воплощением соборной природы многовековой отечественной музыкальной традиции. Ведь в многоголосии хоров звучит сама любовь к национальному наследию, связующая прошлое и будущее.
Нельзя не согласиться со словами, приписываемыми Густаву Малеру: «Традиция – это не раздувание пепла, но передача огня». Имя Льва Сивухина навсегда вписано в историю не только горьковской-нижегородской, но и всей отечественной хоровой музыки. Участники фестиваля почувствовали себя в равной степени причастными как к передаче профессиональной эстафеты, так и к творческому сообществу, за которым стоит неуклонное стремление двигаться вперед.