Александр Чайковский: Эпос «Калевала» имеет всемирное значение Персона

Александр Чайковский: Эпос «Калевала» имеет всемирное значение

В дни премьеры музыкально-драматической композиции «Время Калевалы» в Санкт-Петербурге Александр Чайковский (АЧ) поделился мыслями с прессой о карельском эпосе и о том, как надо его воспринимать сегодня.


АЧ «Калевала» – это сказка, эпос, ее сюжеты и герои меня увлекли. Там ведь есть даже гротескные эпизоды, когда, к примеру, великан проглотил сказителя Вяйнямёйнена, а тот устроил у него в животе кузницу. Это и смешно, и живописно. Образ коварной Лоухи, которая при этом стояла на страже интересов своей дочки. Как и в любой мифологии тут речь идет о понятных человеческих отношениях, чувствах, но они даны сверхлюдям или божествам. Так что работа над партитурой шла легко.

Эпос «Калевала» имеет всемирное значение, поэтому я не использовал народные карельские мотивы, фольклорные цитаты, избегал привязки к конкретной национальности и стремился писать так, чтобы мой язык был понятен всем людям земли. Я намеренно ничего не менял в своем композиторском письме, не занимался стилизацией. Отсюда и наша изначальная договоренность, что эту партитуру можно адаптировать для разных составов – для народного оркестра, камерного оркестра, рояля, органа…

Я не раз бывал в Петрозаводске, где исполняли мою музыку, плавал на пароходе до Валаама, заезжал в Финляндию. Регион мне в целом знаком, и я в восторге от северной природы. Этим летом я наконец выбрался в Дом творчества композиторов «Сортавала» – первый раз за все годы существования этого знакового места. Сюда ведь приезжали отдыхать и работать крупнейшие композиторы и музыканты нашего времени. Я совершил путешествие на машине, мы съездили и в знаменитый горный парк Рускеала. Находясь там, я размышлял о том, насколько моя музыка к «Калевале» соответствует духу этих мест. Мне показалось, что я смог передать главную суть – величественность и в то же время суровость природы, сумрачность гор, звенящий плеск воды…

В Карелии очень хороший оркестр в филармонии, прекрасная консерватория, мужской хор – я с удовольствием сотрудничал с этими музыкантами и буду рад, если наши творческие контакты продолжатся.

В поисках культурного кода