События
Кульминацией Второго фестиваля искусств «Дар», проникнутого духом Федора Шаляпина, стал насыщенный гала-концерт ‒ чествование басовых голосов. Краткое и емкое название «Бас-парад» отразило как программу, так и торжественный характер действа. Примечательна грамотно выстроенная драматургия концерта: репертуарные произведения Федора Шаляпина, а также музыка его современников не просто сменяли друг друга, а выстраивались в единую повествовательную линию вокруг фигуры легендарного баса ХХ века. Детальная режиссерская работа Григория Калайды просматривалась в организованном пространстве, в подобранных видео-, фото- и аудиоматериалах, сопровождающих музыкальные номера, а также в содержательном и нередко остроумном сценарии ведущего Сергея Галича.

Центром притяжения в «сюжете» гала-концерта стал басовый голос, который тем не менее не ограничил звучащую палитру; напротив, такая концентрация на определенной тесситуре раскрыла многогранность звучания, вариабельность и возможности поистине богатейшего как певческого, так и инструментального голосов. В разных ипостасях предстали перед зрителями главные звезды вечера, выдающиеся басы современности: Михаил Колелишвили, Владимир Ванеев, Дмитрий Скориков, Александр Безруков. Неизменным «действующим лицом» оставался симфонический оркестр Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина «Северная симфония» под руководством Фабио Мастранджело.
В ролях глав государств ‒ короля Испании Филиппа II из оперы «Дон Карлос» Верди и русского царя из оперы Мусоргского «Борис Годунов» ‒ выступил Владимир Ванеев. Два трагических образа таких разных правителей нашли нечто общее в его исполнении. Два монолога прозвучали сдержанно, с горечью, местами хладнокровно, но с неизменной величественностью.
Совершенно противоположное амплуа басового голоса ‒ бас-буфф ‒ продемонстрировал Дмитрий Скориков. Виртуозно, игриво и легко прозвучало рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки. Затем Дмитрий Скориков вернулся на сцену в роли Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. По своему характеру Мельник ‒ неоднозначный персонаж, однако, как и в случае с Фарлафом, солист подчеркнул в его арии оттенок комизма.

Мощный и пронзительный голос Михаила Колелишвили одинаково удачно прозвучал в партиях надменного князя Хованского из «Хованщины» Мусоргского, благородного князя Гремина из «Евгения Онегина» Чайковского и жестокого, но великодушного хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина. Особенно интересно раскрылся в этих номерах, как ни странно, маэстро Фабио Мастранджело. Взаимодействие солиста и дирижера словно воссоздавало моменты оперного сценического действа, как будто Мастранджело без слов «отыгрывал» роль то Евгения Онегина, то князя Игоря, пленника, внимающего предложению половецкого хана.
По силе оваций и возгласов «браво» сложилось впечатление, что публика выбрала себе любимца вечера. Им стал солист Михайловского театра Александр Безруков, примеривший два абсолютно противоположных образа. В первом выходе Безруков предстал мужественным, воинственным Варяжским гостем из «Садко» Римского-Корсакова, заполнив зал своим глубоким, насыщенным басом; во втором он будто поменял маску: теперь это был дон Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини – клеветник, мастерски изображенный Безруковым вкрадчивым, временами лукавым, ловко передавая голосом угловатость мелодии.

Блистательно показавшие себя вокалисты во втором отделении уступили место инструментальным низким голосам, которые в оркестровой пучине часто оказываются без внимания, без возможности «высказаться». Их сольные выходы столь немногочисленны, что упустить возможность продемонстрировать себя в концерте «Бас-парад» было просто невозможно. Балалаечник-контрабасист Михаил Дзюдзе и контрабасист Илья Финкельштейн не только внесли тембровое разнообразие, но и разбавили оперные «шлягеры» XVIII‒XIX веков произведениями современных композиторов. Михаил Дзюдзе страстно исполнил – лучше сказать, «станцевал» с оркестром «Полифоническое танго» Шнитке, а Илья Финкельштейн устроил променад в духе американских мюзиклов, сыграв «Я шагаю по Бродвею» Андрея Петрова. Не обошлось и без необычного дуэта ‒ La Serenata для двух контрабасов (симфонического и народного) и оркестра Евгения Петрова. Поистине огненный музыкальный турнир с испанским колоритом развернулся на сцене филармонии, однако в силу специфики низкого регистра солирующих инструментов оркестр периодически перекрывал звучание солистов. Тем не менее Михаил Дзюдзе и Илья Финкельштейн ни на долю секунды не отпускали внимание зрителей, ведь они умело играли не только как музыканты, но и как актеры. Пожалуй, своим артистизмом исполнители ничуть не уступили коллегам-вокалистам.
Вместе с тем программа порадовала и другими сольными номерами. Жемчужиной гала-концерта стала Назия Аминева с арией Маргариты из «Фауста» Гуно. Эпично и грандиозно прозвучал хор Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина (главный хормейстер Лев Дунаев), исполнив сцены из «Хованщины» и «Князя Игоря». Отдельного внимания заслуживает оркестр под управлением Фабио Мастранджело. Исполнительское мастерство музыкантов раскрылось в оркестровых полотнах: мерцающей дымкой наступал «Рассвет на Москве-реке» и стремительным вихрем опустилась «Вальпургиева ночь».
Эффектный финал фестиваля «Дар» стал символичным мостом, соединяющим прошлое и будущее. Он напомнил о богатом наследии Шаляпина и продемонстрировал, как его идеи продолжают жить и развиваться в современном искусстве. Фестиваль «Дар» не просто отдает дань памяти великому басу, но и предоставляет платформу для новых талантов и смелых экспериментов, обогащая культурную почву Петербурга.