События
Название форума – «Будущее джаза» – говорит само за себя. Речь о перспективах российского джаза, и прошедший в КЗЧ вечер эти перспективы ярко обозначил. Высокий уровень исполнительского искусства подтвердил качество, а связь с Московским джазовым фестивалем – массовость и востребованность форума. «Будущее джаза» является промежуточным звеном между «Детским Триумфом джаза» и основным «Триумфом джаза», что точно отражает типичный восходящий путь музыканта, реальное развитие карьеры.
Судя по программе, выступавшие импровизаторы ориентированы на мейнстрим, и их закономерное и недалекое будущее видится в оркестре Игоря Бутмана, в 2024 году отметившем 25-летие. Эта перспектива выглядит и позитивной, и понятной: путь многих успешных музыкантов начинался именно в этом коллективе – на ум приходят имена Вадима Эйленкрига (труба), Александра Довгополого (саксофон), Евгения Побожия (гитара) и Фантин (вокал). Все они теперь успешно реализуют сольные проекты. На вечере также отметился саксофонист Илья Морозов, недавно выпустивший альбом «Размышления» с Викторией Кауновой. Со сцены озвучили и другую новость из мира звукозаписи: дебютный альбом Евгении Петерс и Дианы Владимировой – You Must Believe in Love – вышел на лейбле Butman Music. Номер дуэта стал одним из самых заметных на фестивале.

Вечер открыл сам Игорь Бутман — как всегда ироничный и заряжающий оптимизмом. Концерт позволил увидеть многогранность молодых талантов. В числе тех, кто продемонстрировал потенциал отечественного джаза, были вокалистки Анна Иванова и Анна Мошак, пианисты Евгения Петерс (чьей композицией Decision Point и началось шоу) и Сергей Тютиков, контрабасист Петр Павлюков, барабанщик Иван Чага, саксофонисты Александр Бунченко и Даниил Воронин, а также трубач Федор Гречищев. Музыканты, сменяя друг друга, выступали в разных ипостасях — авторов, аранжировщиков и виртуозных исполнителей. Особенно креативно и технично звучал контрабас Петра Павлюкова. Федор Гречищев, сын известного пианиста из трио «Залесский джаз», покорил публику проникновенной импровизацией на тему «А снег идет» Андрея Эшпая.
Певицы представили два контрастных подхода. Анна Мошак мастерски прошла по эмоциональной дуге — от чарующей слух версии стандарта Imagine My Frustration до мощной, взрывной интерпретации песни Евгения Крылатова «Три белых коня». Анна Иванова захватила внимание зала сольным номером собственного сочинения Waste Time. Ее яркое выступление — и в отношении вокала, и по части сценического образа в красном — стало одним из запоминающихся моментов вечера.

Перемещение, взаимодействие музыкантов было хорошо срежиссировано, но раскованно и свободно – и в этом тоже присутствовал джаз. В финале первого отделения играл полный молодежный состав, но с участием Игоря Бутмана. Мэтра объявили как «сюрприз», хотя его выход выглядел все же как нечто должное и правильное. Все вместе они исполнили знаковую композицию «Господин Великий Новгород» Андрея Товмасяна. Именно ее играли лучшие советские импровизаторы, впервые представляя наш джаз на варшавском фестивале Jazz Jamboree в 1962 году. И эта тема по-прежнему дает отличную возможность для реализации фантазии и мастерства музыкантов.
Во втором отделении герои молодежной сцены уже вступили во взаимодействие с Московским джазовым оркестром под управлением Бутмана. Прозвучала, в числе прочих, композиция «Детские шалости» по мотивам Мусоргского. Бурные аплодисментов достались Олегу Аккуратову – музыканту в статусе суперзвезды. Завершили вечер темой Spain Чика Кориа в прекрасной аранжировке Виталия Долгова. «Посвящается России!» – улыбнувшись, прокомментировал Бутман популярную мелодию великого американца, точно описывая узел интересов, эстетик и эмоций, которые в итоге и формировали понятие «отечественный джаз». Оркестру же удалось передать заложенный в этой композиции особый, нешуточный драйв.
У всех участников фестиваля есть свои проекты, каждый обладает опытом, а теперь все они «сдали экзамен» перед московской публикой. Звучало много авторских произведений, написанных молодыми джазменами. Эти темы перемежались знаменитыми стандартами, о которых удобно рассказывать истории, – например, о I Remember Clifford, посвященной культовому трубачу Клиффорду Брауну. Про вещи наших музыкантов истории пока не сложены, они не особо информационно привлекательны, но теперь эти истории могут начинаться и так: «А вот когда мы играли эту вещь на “Будущем джаза”…» Хотя о «Господине Великом Новгороде», допустим, можно говорить долго. Чуть ли не самый приятный нюанс события – устойчивое ощущение, что «наши» стандарты звучали ярко, уместно и заводили и импровизаторов, и публику даже сильнее.
«Будущее джаза» создает систему и показывает логику, направление движения и это для развития музыкальной культуры принципиально важно. А Игорь Бутман знает будущее своего стиля и своего дела, ведь он сам его и формирует.