Полутысячелетнее царство События

Полутысячелетнее царство

Екатерина Антоненко и Intrada поздравят Палестрину с 500-летием

17 декабря ансамбль Intrada Екатерины Антоненко даст в Зале Чайковского концерт, посвященный 500-летию со дня рождения Джованни Пьерлуиджи да Палестрины (1525–1594). Привязка к календарной дате скорее условна: положа руку на сердце, мы не знаем в точности, когда именно великий юбиляр родился. Зато знаем доподлинно, что вся музыкальная история последних пятисот лет на позднеренессансного композитора-колосса оглядывалась постоянно.

Палестрину знали, кажется, везде и всегда. И чаще всего не просто знали, а чтили, даже боготворили. Для композиторов и теоретиков барочной эпохи именно он был олицетворением «первой практики» (prima pratica), то есть старого искусства хоровой полифонии. Примеров в избытке: достаточно сказать, что Иоганн Себастьян Бах пристально изучал музыку Палестрины всю жизнь, хранил его сочинения в своей библиотеке и как минимум один опус (так называемую «Безымянную мессу» – Missa sine nomine) исполнял в Лейпциге в собственной редакции.

Как раз в начале баховского «лейпцигского периода», в 1725 году – тоже, кстати, юбилей – капельмейстер венского императорского двора Иоганн Йозеф Фукс, сам не последний композитор своего времени, выпустил учебник контрапункта, озаглавленный Gradus ad Parnassum («Ступень к Парнасу»). Учебник прославленный, с ним в руках выросли несколько поколений музыкантов и композиторов, включая, между прочим, Гайдна, Моцарта и Бетховена. И все эти поколения воспринимали Палестрину как «вечного спутника» тем более благоговейно, что в латинских дидактических диалогах Фукса именно он (названный «Алоизиус» – латинская форма имени «Луиджи») лично преподавал «Йозефусу» (то есть автору книги) правила и премудрости полифонического письма.

Палестрину не пришлось, подобно Баху, капитально «переоткрывать» в XIX веке – казалось, он удивительным образом отвечал раз за разом все новым эстетическим запросам и духовным исканиям. Скажем, расцвела с подъемом романтизма тяга к художественно переосмысленному давнему европейскому прошлому; в изобразительных искусствах, понятно, приоритетным «прошлым» par excellence оказалось Средневековье, готика. А вот в музыке такой эмблемой благородной, одухотворенной, священной старины стал, безусловно, Палестрина.

Почтительный интерес к его музыке и к самому его образу объединял творцов, находившихся в остальном на очень разных, часто совершенно непримиримых артистических позициях. Лист посвятил итальянскому гению фортепианный парафраз на тему его Miserere (включен в цикл «Поэтические и религиозные гармонии»). Верди уверенно называл Палестрину «истинным государем духовной музыки и Богом Отцом музыки итальянской». Вагнер, возможно, со скепсисом относился к такой генеалогии, но при этом Палестриной восторгался – и даже создал собственную редакцию его Stabat Mater для двух хоров. Не остался в стороне и Брамс, отдававший Палестрине должное и как дирижер, и как композитор (отчетливые палестриновские влияния находят в его латинских мотетах).

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Гравюра Самуэля Амслера

Это почтение не ограничивалось одной только чисто музыкальной средой, естественные науки, как это ни удивительно, тоже отметились: Герман фон Гельмгольц в знаменитом труде «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» (1863) именно на материале Палестрины исследует то, как наше ухо воспринимает аккорды. И уж подавно не ограничивалось это почтение западноевропейским ареалом. Александр Серов, автор «Рогнеды» и «Вражьей силы», считал Палестрину непревзойденным мастером духовной музыки, открывшим «целые миры надземных ощущений, в других областях музыки неведомых и недосягаемых».

С ним соглашался (на правах крупнейшего, фундаментального знатока полифонии строгого стиля) и Сергей Танеев, благодаря которому Палестрина чуть было не совершил еще одно колоритное «завоевание». Танеев, друживший со Львом Толстым, в 1890-е попытался сделать писателя поклонником Палестрины и пригласил его послушать мессу композитора в исполнении московского Синодального хора. Расчет показательный и, в общем-то, правомерный: если Толстому так не нравилась современная, избыточно личностная музыка, то отчего бы ему не проникнуться великой музыкальной стариной. Увы, не сложилось. Как вспоминал Леонид Сабанеев, пришедший на открытую репетицию Толстой с неудовольствием ерзал на стуле и в конце концов тихонько сбежал.

Лев Толстой играет в шахматы с Сергеем Танеевым в Ясной Поляне

Как бы то ни было, даже в эпоху модерна Палестрина оставался частью не только учебно-музыкального, исследовательского, но и слушательского опыта. Более того, частью очень актуальной: не случайно же Палестрина упоминается и у Джойса в «Улиссе», и у Пруста. И не случайно же именно в начале ХХ века композитор становится главным героем оперы – в 1917 году выходит «Палестрина» Ганса Пфицнера (оратория «Палестрина» Карла Лёве появилась еще в 1841-м).

Но с этой многовековой славой рука об руку идет легенда: Палестрина, мол, спас в католическом мире «авторскую» духовную музыку от полного запрета. Якобы во время Тридентского собора (вселенского собора Римско-католической церкви, заседавшего в 1545–1563 годах) возникла инициатива от греха подальше запретить полифоническую музыку в храмах: пусть впредь звучат исключительно одноголосные церковные песнопения. И якобы Палестрина представил тогда специальной комиссии римских иерархов три собственные мессы, включая «Мессу папы Марцелла» (1562) – она-то и произвела на соборных отцов настолько сильное впечатление, показалась им таким образцом подлинно христианского искусства, что готовившийся запрет был отозван. Вокруг этой коллизии, кстати сказать, строится сюжет в том числе и «Палестрины» Пфицнера.

Легенда заманчива. Шутка ли, в руках Палестрины, получается, оказалось будущее музыкальной культуры изрядной части Европы: рассуди Тридентский собор иначе, не было бы колоссальных церковных партитур Бибера, псалмов и мотетов Вивальди, римских опусов Генделя, месс Гайдна, Моцарта, Бетховена… Словом, много что в привычной нам истории музыки пошло бы совсем не так.

Палестрина. Портрет работы неизвестного художника. Ок. 1567. Музей Неаполитанской консерватории

Проблема в том, что судьбоносное вмешательство Палестрины, скорее всего, выдумка.

Да, наш герой действительно провел практически всю сознательную жизнь в самом сердце католического мира – буквально на виду у сменявших друг друга римских пап. Уроженец городка Палестрины (отсюда прозвище, которое стали со временем воспринимать как фамилию), юный Джованни Пьерлуиджи сначала попал в Рим как певчий, учился там у мэтров франко-фламандской школы, трудился органистом и хормейстером, быстро прославился как композитор – естественно, востребованный в Риме, но отнюдь не только: его сочинения активно расходились по Европе, причем и в виде печатных томов. И совершенно не желавший из Рима уезжать, хотя на пике славы Палестрину пытались переманить к себе другие европейские государи.

Да, пределы допустимого в церковной музыке – действительно насущный вопрос того времени. Стоит напомнить, что Тридентский собор был ответом католической церкви на Реформацию: протестантизму дали решительный доктринальный отпор, но признали, что некоторые вещи все-таки нуждаются в улучшении или по крайней мере регламентации. Соборными решениями было, во-первых, запрещено использовать в духовной музыке в качестве тематического материала «профанные» мелодии (что великие полифонисты и правда делали очень часто). Во-вторых, предписано заботиться о том, чтобы текст песнопений звучал отчетливо и разборчиво – что в хитроумных многоголосных композициях в самом деле нередко отходило на второй план.

Но никаких документальных свидетельств о том, что Палестрине пришлось выступать экспертом и «ответчиком» по делу полифонической музыки, у нас не имеется. Безусловно, его музыка – необыкновенно ясная, идеально сбалансированная, светлая, гармоничная, далекая от причудливости и эксцентричных контрастов – вполне отвечала в тот конкретный момент формальным пожеланиям иерархов. Однако ничего принужденного в ней нет: это совершенно точно вопрос его творческого миросозерцания, его индивидуального стиля, может быть, и общих художественных поисков эпохи – но никак не императивной необходимости «приспособиться».

Впрочем, то обстоятельство, что в самом сердце духовно-музыкального Рима, в Сикстинской капелле, музыка Палестрины еще в XVI веке стала восприниматься как «золотой стандарт» и навеки осталась приоритетной частью репертуара – чистая правда. Как и то, что многим позже, в XIX – начале ХХ века, римские папы неоднократно признавали эту музыку образцовой и обязательной к исполнению в храмах. Внутрицерковная репутация Палестрины как образцового композитора, естественно, уживалась с его светской славой, дополняла и оттеняла ее.

Придуманная Екатериной Антоненко программа юбилейного концерта в Московской филармонии, с одной стороны, прекрасно обрисовывает и эстетику Палестрины, и его грандиозную 500-летнюю репутацию. Логично включена в программу – на правах эмблемы творчества Палестрины и окружавших его биографию легенд – та самая «Месса папы Марцелла». Включен и торжественный мотет Tu es Petrus, который и поныне периодически украшает важнейшие папские богослужения в Базилике Святого Петра. Есть строгий, хотя и возвышенно-радостный богородичный антифон Alma Redemptoris Mater, есть изысканное полифоническое кружево пятиголосного мотета Tribulationes civitatum, есть сложно устроенная перекличка двух хоров в «Magnificat первого тона», есть еще один праздничный мотет – Dum complerentur dies Pentecostes с его повторяющимся ликующим «аллилуйя», изображающим веяние Святого Духа.

С другой стороны, исполнительская задача тем более сложна. Отдавая должное нормативному величию композитора, надо все-таки расчистить юбилейную патину, показать, что хрестоматийные созерцательность, уравновешенность и отточенность гармонического языка вовсе не подразумевают однообразия, что в этой музыке есть и свобода, и выразительность, и индивидуальная глубина. Отчасти это вопрос контекста – и, возможно, поэтому Палестрина сопоставлен в программе с испанцем Томасом Луисом де Викторией, крупнейшим композитором опять-таки римской школы (возможно, учившимся у самого Палестрины), но уже иного поколения. Если мотет Виктории Vidi speciosam по манере очень близок к Палестрине, то его же Dum complerentur dies Pentecostes – произведение с совсем другой образностью, другим эмоциональным строем и гармоническим языком.

Но в самой серьезной степени это вопрос и исполнительской маэстрии тоже: «Палестрина – лакмусовая бумажка для любого хорового коллектива, – говорит Екатерина Антоненко. – Для хора нет ничего сложнее этой музыки – по прозрачности письма она не имеет равных, здесь все составляющие как на ладони». Правда, вот уже почти двадцатилетняя история ансамбля Intrada подсказывает, что этой лакмусовой бумажки ансамблю вряд ли стоит бояться.

Екатерина Антоненко: Главное – пробудить сознание певцов

Нежные уральские свидания События

Нежные уральские свидания

Десять знакомств в одном балете

Перевод на китайский События

Перевод на китайский

На фестивале «Дягилев P.S.» состоялась премьера спектакля хореографа Се Синь

Между Испанией и Великим Новгородом События

Между Испанией и Великим Новгородом

В Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся XIII фестиваль «Будущее джаза»

Неоновые огни онежской «Фиалки» События

Неоновые огни онежской «Фиалки»

В Музыкальном театре Республики Карелия состоялась премьера «Фиалки Монмартра»