Нежные уральские свидания События

Нежные уральские свидания

Десять знакомств в одном балете

Быстрота – одно из определяющих качеств времени сегодня. Короткие видеоролики и посты в один абзац давно занимают лидирующие позиции медиаформатов. «Урал Опера Балет» выпустил премьеру спектакля «Быстрые свидания», где в трех частях уместилось десять балетных миниатюр на музыку девяти композиторов. Скорость встреч не помешала возникнуть поэзии и неуловимой химии.

Единого сюжета в спектакле нет: одна зарисовка сменяет другую, соревнуясь в степени эмоциональной откровенности и абстрактности танца. Летящие, тактильно-осязаемые ткани архитектурно обволакивают фигуры: их минималистичный дизайн создавали совместно с брендом одежды MARÉM, авторы – Лев Хлебников и художник-технолог Елена Трубецкова.

«Быстрые свидания»

Каждая из сцен – «для нежных и трепетных, для всех мягких сердцем», как сказали участники российской инди-группы СБПЧ («Самое большое простое число»). Магнетические притяжения танцовщиков и бережные поддержки вырастают из музыки, пластично дорисовываются световыми картинами да так, что любой момент действия можно представить на любимой доске в Pinterest.

Авторов спектакля много, разобраться помогает буклет, напоминающий модное приложение для знакомств. Тут стильные фото, цепляющие цитаты, краткие характеристики и даже знаки зодиака с датой рождения. Успеть понять каждого автора на сцене в формате быстрых встреч сложно, а такой подход позволяет сориентироваться в именах и приметить своих крашей.

Спектакль выстроен по траектории удаления от знакомых театру композиторов к новым героям. В первой части – три миниатюры худрука балетной труппы Максима Петрова. Его «Полдень» на музыку Клода Дебюсси словно окрашен в ощущения рассвета и рождение чувства. Пятеро танцовщиков, казалось, научились летать: едва коснувшись пола, они вновь поднимались ввысь. Оркестр тоже обрел свойства невесомости: под управлением дирижера-постановщика Ивана Худякова-Веденяпина он, не теряя в красках и звучности, оторвался от земли.

Воздух танца есть и в следующих эпизодах – «Руки» и «Тихо», написанных на музыку Дмитрия Мазурова. Екатеринбуржцы знакомы с его балетом «Синяя Борода» из «Сказок Перро». Песня «Кости, земля, трава» оттуда цепеняще проникала под кожу – так и возникли новые заказы Мазурову с участием голоса. Миниатюра «Руки», посвященная Майе Плисецкой и ее знаменитому монологу, заряжена энергией жестов и вбирает в себя мощность духа балерины; в дуэте с Александром Меркушевым центр внимания достался Елене Воробьёвой и ее «рукам-крыльям», устремленным в полет.

Елена Воробьёва. «Руки»

Густой тембр меццо-сопрано Елены Бирюзовой усилил концентрированную силу танца о Плисецкой и стал противовесом хрупкости в эпизоде «Тихо». Деликатная поэзия Богдана Королька словно боялась быть произнесенной вслух и разбиться о реальность мира. Хореография полуприкосновений и трепетных нажимов, болезненного и одновременно желаемого контакта двух пар танцовщиков вторили невесомым шагам арфы и мягким струнным. Вопрос о тембре голоса риторический, но в прозрачной фактуре материала его плотность скорее мешала выйти за пределы физического пространства.

Середина спектакля – новая постановка Антона Пимонова на музыку Анатолия Королёва. Балеты питерского композитора «Приказ короля» и «Конёк-Горбунок» несколько лет назад укрепили его имя в репертуаре театра. Фортепианную пьесу «Шесть русских песен» 1990 года выбрали для камерной, внутренней части спектакля. Пианист Герман Мархасин в глубине сцены очаровывал бесхитростными наигрышами, выросшими из русской традиции, уводя то в бесконечно-вечное, то в развесело-удалое. Хореография Пимонова отталкивалась от той же народной тематики, но шла по собственной траектории, не стремясь иллюстрировать музыку и часто не совпадая с ее паузами и фразами. Шести песням соответствовали шесть танцевальных миниатюр в духе дивертисментов разных составов. Натянутые как тетива руки и ноги пяти пар двигались упруго и заряженно; в один момент девушки буквально застыли, как куклы, пока партнеры бережно переносили их по сцене.

Герман Мархасин (фортепиано), Михаил Волков, Анна Власюк, Арслан Бикметов, Милана Овчинникова. «Шесть русских песен»

Самая ожидаемая часть – третья. Название «Быстрые свидания» предназначено именно ей, и оно говорит в том числе о встречах хореографов и композиторов. Их пары сложились на проекте «пиши балет», созданном в соавторстве театра «Урал Опера Балет» и Союза композиторов России. В социальных сетях театра выложены мини-интервью с хореографами, где они в полушутливом тоне рассказывают об опыте работы с композиторами. Александр Меркушев, например, поделился историей, как его напарник Роман Цыпышев практически за вечер поменял всю музыку. Каждый из хореографов подчеркнул, что писать для балета сегодня необходимо. «Урал Опере» можно только завидовать: ни один другой российский театр не заказывает балетные партитуры авторам с такой же регулярностью.

Трогательные, игривые, «обремененные», драматичные, страдающие – небольшие дуэты обладали своим лицом и откликались на разные зрительские боли. Утонченно-сентиментальны и притягивающе-уязвимы крайние эпизоды Ригель Винской. Обволакивающие движения пары Елены Хватовой и Фидана Даминева столь же бережны, как флажолеты струнных и прикосновения клавиш рояля. Хореографом выступил Антон Пимонов – куратор-хореограф постановки; вероятно, он ставил и связующие фрагменты между номерами, объединяя истории единой лентой и создавая волнующие точки стяжений.

Михаил Волков, Мария Михеева. «Быстрые свидания»

Другой дух – у фрагмента Романа Цыпышева: он задорен, энергичен и ритмически затейлив. Александр Меркушев вырастил из него игровые угловатые жесты и прыжки для Анны Домке и Глеба Сагеева, напоминающие биомеханику Мейерхольда. Композитор Александр Белоусов подготовил неожиданность и начал свой дуэт с аплодисментов в оркестре. Хореограф Евгений Балобанов развернул этот прием в сторону фламенко, добавив паре Марии Михеевой и Михаила Волкова страстности. Неудивительно: в музыке много драйва, энергии ломаного ритма, сочно гудящей меди в финале и других тембровых взвинченностей.

Композитор Лидия-Мария Кошевая и хореограф Хидеки Ясумура успели в свои пять минут уложить целую историю. Беспокойство, увлечение, надлом, застылость, переживание – все слышится и в подробной партитуре оркестра, и воплощается в гибкой пластике Валерии Сократовой и Томохи Терады.

Томоха Терада, Валерия Сократова. «Быстрые свидания»

Пара композитора Андрея Чернышёва и хореографа Алессандро Каггеджи писала для любителей открытой драмы и красивых выяснений отношений – как в Голливуде. Глеб Лукомец, напротив, гипнотизировал монотонно скандированным текстом «За красотою красота» Леонида Аронзона и репетитивностью в оркестре. Константин Хлебников ощутил этот груз, и в его хореографии герой в финале остался один (пара Мики Нисигути и Дулгуун Хаш-Эрдэнэ).

Мана Кувабара, Алессандро Каггеджи. «Быстрые свидания»

Непередаваемо важны в балете художники по свету: Нина Индриксон, Ксения Котенёва и Дмитрий Викулов, отобранный вместе с композиторами в проект «пиши балет». На абсолютно пустой сцене они создавали миры – чувственные и объемные.

Говорить о любви искренне и без вульгарности безумно сложно. «Быстрые свидания» грациозно лавируют в нежном и искусном, не наступая в пошлость. А танцевальных зарисовок столь много, что неизбежно захочется повторных встреч.

Лидия-Мария Кошевая: Я не буду заставлять исполнителя выворачивать пальцы

Перевод на китайский События

Перевод на китайский

На фестивале «Дягилев P.S.» состоялась премьера спектакля хореографа Се Синь

Полутысячелетнее царство События

Полутысячелетнее царство

Екатерина Антоненко и Intrada поздравят Палестрину с 500-летием

Между Испанией и Великим Новгородом События

Между Испанией и Великим Новгородом

В Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся XIII фестиваль «Будущее джаза»

Неоновые огни онежской «Фиалки» События

Неоновые огни онежской «Фиалки»

В Музыкальном театре Республики Карелия состоялась премьера «Фиалки Монмартра»