От Онегина к легендам События

От Онегина к легендам

Об итогах конференции Ассоциации музыкальных театров

От Национальной оперной премии «Онегин» в Санкт-Петербурге до церемонии вручения премии «Легенда» и закрытия фестиваля «Видеть музыку» в Москве – такими событиями была украшена конференция Ассоциации музыкальных театров (АМТ), по традиции завершавшая фестиваль «Видеть музыку», который проводится уже десять лет ежегодно при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив. Национальная оперная премия «Онегин» также в этом году отмечает десятилетие, и эти культурные институции объединились в праздновании юбилея не случайно: их основополагающей идеей неизменно становились самые актуальные проблемы отечественного оперного театра.

Ключевые вопросы развития музыкальных театров страны обсуждались в первый дискуссионный день конференции АМТ, суть тематики которого исчерпывающе отражала тема начального круглого стола: «Русский Operabase». О системном подходе к взаимодействию между театрами, о координации приглашений постановщиков и солистов, о системе связей и контрактов говорили генеральный директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов и директор Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Евгений Малыгин. Раскрытию новых постановочных сил была посвящена Лаборатория молодых режиссеров, представленная художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Александром Петровым. Настоящим открытием стала лекция руководителя Центра киномузыки Московской консерватории, научного сотрудника Музея петербургского авангарда (Дома М. В. Матюшина) Сергея Уварова. Доклад «Возродить “Победу над Солнцем”» продемонстрировал неординарные опыты по реконструкции экспериментальных музыкальных спектаклей русского авангарда. Завершилась петербургская программа конференции церемонией вручения Национальной оперной премии «Онегин» на Новой сцене Мариинского театра.

Следующий день был посвящен актуальным проблемам авторов и постановщиков спектаклей. Новые опусы для музыкального театра представила Лаборатория композиторов под руководством председателя Свердловского Союза композиторов, художественного руководителя Передвижного камерного музыкального театра «Живой театр» Александра Пантыкина. Свежие идеи молодых хореографов продемонстрировала Лаборатория современной хореографии независимого менеджера и продюсера, художественного руководителя Dancehelp.ru Елены Панасенко. Спорные и всегда насущные вопросы авторского права рассматривали на семинаре «Авторское право в музыкальном театре», который провела директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, вице-президент по R&D Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская.

Долгожданным стал круглый стол по итогам Десятого фестиваля «Видеть музыку», открывший программу заключительного дня конференции. Авторитетные эксперты выявили больше достоинств в современной картине отечественного музыкального театра, нежели недостатков, что, по их же признанию, кардинально отличает подобные обсуждения прошлых фестивалей «Видеть музыку». Это подтверждает правильность траектории развития и убеждает, что идеи конференции и фестиваля востребованы.

Модератор обсуждения, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» профессор Евгения Кривицкая отметила масштаб фестиваля: все 42 спектакля фестиваля увидеть было просто невозможно, и статистика форума впечатляла даже прежде, чем начиналось знакомство с его программами. А ведь они включали не только оперы, балеты, оперетты и мюзиклы, но и специальные детскую и студенческую программы.

По мнению театроведа, автора книг и драматурга Александра Колесникова, главным ощущением от такого многообразия стала жизнеспособность отечественного музыкального театра вообще. Ведь еще памятны девяностые, когда рушились все связи и наработки и особенно тревожным виделось будущее оперных театров, как наиболее (по сравнению с другими видами театрального искусства) многочисленных, сильно затратных учреждений культуры. Оказалось, волнения о развитии и сохранении оперных сцен были совершенно напрасны. В критических условиях именно опера, а гораздо меньше оперетта и мюзикл, стала показателем принципов новой эстетики. Сегодня оперный театр показывает потрясающую динамику, и десять лет фестиваля «Видеть музыку» совпали с невероятным развитием музыкально-театральной России, причем не только в столицах, но и в регионах.

Театровед, заведующий литературной частью Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Абаулин развил тезис о трансформации тематики фестиваля как идею обоснования выступления региональных театров в Москве. Если на первых фестивалях было упоение от одной лишь возможности приехать в столицу, то теперь театры задаются вопросом: «Имеется ли в репертуаре что-то столь достойное, что имеет смысл показать в Москве?» В итоге регионы сегодня представляют постановки очень конкурентоспособные и заметные даже в столичном рельефе.

Стал событием практически каждый из балетных спектаклей фестиваля, констатировала dance-критик Лейла Гучмазова. Исторические постановки демонстрировали прекрасную работу с архивными источниками, глобально и тотально подходя к идее реконструкции, раскрывая которую их создатели досконально и уважительно анализировали, какими мотивами руководствовались постановщики в старину. Поэтому представленные на фестивале исторические реконструкции выглядели так органично и уместно.

Музыковед, заместитель главного редактора газеты «Музыкальный клондайк» Надежда Кузякова отметила, что в фестивальной афише практически не было растиражированных названий, а был представлен целый ряд новых постановок, специально созданных современными драматургами и композиторами. Практически все это – идеальные варианты отечественного мюзикла и актуализации классической оперетты. Несмотря на принципиальное отличие мюзикла (который всегда – драма и препарирует человеческие страсти и трагедии) от оперетты (которая всегда завершается счастливо и говорит о радости и удовольствии), слагаемые успешности обоих этих жанров схожи: адаптация либретто профессиональным драматургом, добавление современных персонажей, которым написаны актуальные, но не пошлые диалоги, и, конечно, качественная, насыщенная запоминающимися мелодиями музыка. Наряду с массой примеров в афише фестиваля подобных качественных новых работ, Надежда Кузякова выделила особо постановку Белгородской филармонии «Засечный полк». По мнению уважаемого эксперта, это был не просто спектакль, а значимое общественное событие, важное для развития региона в целом. Эта работа сформировала новый музыкально-театральный жанр, который можно назвать «спектаклем-фреской», чьей основой становится не только музыкальная драматургия, но и социокультурная составляющая.

Финальный вечер конференции Ассоциации музыкальных театров завершила церемония вручения премии «Легенда» на Новой сцене Большого театра, которая все десять лет существования фестиваля «Видеть музыку» становится его финалом и адресована тем, кто всю жизнь посвятил музыкальному театру. Легендами в завершение Десятого фестиваля «Видеть музыку» и конференции АМТ были названы народные артистки СССР балерина Надежда Павлова и оперная певица Тамара Синявская, народные артисты России артист оперетты Виктор Кривонос, оперный певец Анатолий Канюка и режиссер Дмитрий Бертман, народный художник России Вячеслав Окунев, композитор Владимир Мартынов. Эти выдающиеся мастера сцены, как и многочисленные новые имена, спектакли, идеи программы юбилейного фестиваля, открыли отсчет второго десятилетия «Видеть музыку».

 

Не гость, но полноправный хозяин События

Не гость, но полноправный хозяин

В Уральском центре народного искусства завершился фестиваль «Великолепный баян»

Нежные уральские свидания События

Нежные уральские свидания

Десять знакомств в одном балете

Перевод на китайский События

Перевод на китайский

На фестивале «Дягилев P.S.» состоялась премьера спектакля хореографа Се Синь

Полутысячелетнее царство События

Полутысячелетнее царство

Екатерина Антоненко и Intrada поздравят Палестрину с 500-летием