В третий день III Международного симпозиума индустрии звукозаписи академической музыки в пространстве «Нелекторий» состоялась научно-практическая конференция «Звукорежиссура – профессия будущего». Мероприятие организовано Российским музыкальным союзом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Конференция охватила три ключевых направления: техника и технологии, образование, право.
Говоря о технике и технологиях работы со звуком, эксперты обсудили баланс между объективными измерениями и субъективным восприятием звука. Семен Литвин (ИСИ, МТУСИ) представил доклад «Звуковое оборудование: измерения vs прослушивание», подчеркнув необходимость гармоничного сочетания технической точности и субъективно-слухового подхода. Василий Курбатов (Московский концертный зал «Зарядье») поделился практиками трансляционной записи музыки, а Вадим Киранов (Национальная академия наук Беларуси) осветил актуальные аспекты звукозаписи с высокой тактовой частотой. Андрей Зимарин (Московский областной музыкальный колледж имени Прокофьева) раскрыл тему создания звуковых библиотек для программных сэмплеров, подчеркнув их значение в современном музыкальном производстве.
В образовательном блоке участники рассмотрели ключевые вопросы подготовки звукорежиссеров. Марк Брянцев (Колледж имени Прокофьева, Московская консерватория) обозначил перспективы развития звукорежиссерского образования в России, а Ольга Пашинина (НИУ ВШЭ, координатор премии «Чистый звук») предложила решения для преодоления коммуникационного разрыва между музыкантами и звукорежиссерами через образовательные ресурсы. Виталий Лобков (МГИК) поднял тему эффективности современных педагогических технологий в подготовке специалистов-звукорежиссеров. Особый интерес вызвал доклад Михаила Хохлова (МССМШ имени Гнесиных) «Музыка и мозг», раскрывающий нейрофизиологические основы музыкального мышления и их значение для звукорежиссерской практики.
Завершил конференцию правовой блок, в котором Мария Цаур (Екатеринбург) выступила с докладом «Правовые последствия признания звукорежиссера автором звукового произведения». Тема вызвала живую дискуссию о необходимости законодательного закрепления авторских прав звукорежиссеров как полноправных создателей художественного произведения.
Материалы конференции будут опубликованы в электронном сборнике и доступны для профессионального сообщества.
Заключительным мероприятием симпозиума стал круглый стол «Вопросы образования в сфере звукорежиссуры», модератором которого выступил и. о. заведующего кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных Александр Михлин.
Участники сошлись во мнении: сегодняшняя система подготовки кадров столкнулась с разрывом между фундаментальной теоретической базой, закладываемой на уровне вузов, и подготовкой студентов среднего специального образования в условиях быстро меняющихся практических требований индустрии, с которыми сталкиваются выпускники на профессиональном поприще.
Ключевым вопросом дискуссии стало построение непрерывной образовательной траектории, при которой навыки, полученные в колледжах, органично дополнялись бы продвинутыми техническими и художественными компетенциями в вузах.
Среди предложенных решений – разработка единых образовательных стандартов, совместные учебные проекты между колледжами и вузами, а также внедрение модульных программ, позволяющих гибко адаптировать учебные планы под реальные запросы рынка. Эксперты подчеркнули: только через синергию среднего и высшего образования можно подготовить специалистов, способных не просто соответствовать, но и формировать будущее звуковой культуры.