Екатерина Рихтер и приглашенные ею музыканты сыграют концерт к юбилею Берга

17.12.2025
Екатерина Рихтер и приглашенные ею музыканты сыграют концерт к юбилею Берга

«Антреприза Kammerkonzert» подготовила программу к 140-летию со дня рождения Альбана Берга и 90-летию со дня его смерти. Автор идеи, организатор концерта 29 декабря в ДК «Рассвет» – пианистка Екатерина Рихтер. «Название концертной программы – “Эрос и Танатос” – спонтанное и интуитивное, но если говорить о прямой программности, то опера “Лулу” (мы сыграем вариации оттуда) – максимально точная иллюстрация этого названия. Как мне кажется, трагическое и специфическое сочетание понятий любви и смерти чрезвычайно многогранно отразилось в искусстве того периода, в музыке (да и в жизни) Альбана Берга, скончавшегося в ночь на 24 декабря, – так что, получается, наш концерт еще и близостью даты привязан к Танатосу», – сказала Екатерина в комментарии «Музыкальной жизни».

Она назвала печальным и странным тот факт, что юбилей, причем двойной, такого композитора, как Альбан Берг прошел в России практически незамеченным. «Да, были концерты, включавшие в себя музыку Берга, но ничего похожего на берговский цикл или фестиваль здесь не случилось. Я и сама, к сожалению, не реализовала свою идею исполнить в нынешнем году Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых. Задача чрезвычайно сложна не только музыкально, но и организационно, и я посчитала, что целесообразнее готовить такой проект в более размеренном темпе. Однако никак не могла допустить, чтобы оставить юбилейный год (я все же считаю, что нужно отмечать даты, специально подчеркивать их, – это не формальность, а важный и правильный символ) без концерта. Если не фестиваля, то хотя бы просто концерта, – но с программой сильной, редкой и, возможно, претендующей на некоторую форму», – отметила Екатерина Рихтер.

Прозвучат и сочинения самого Альбана Берга (в том числе Фортепианная соната, Адажио из Камерного концерта), и Вариации из оперы «Лулу» в переложении ученика Берга Ханса Эриха Апостеля для фортепиано в четыре руки, и берговская транскрипция вальса Иоганна Штрауса для малого ансамбля с участием фисгармонии, и редчайшие композиции некоторых иных (также учившихся у Берга) авторов: Ханса Йелинека, Теодора Адорно, Фрица Хайнриха Кляйна. «Так как не нашлось даже аудиозаписей некоторых из этих произведений, на концерте в самом деле прозвучит нечто эксклюзивное», – говорит Екатерина Рихтер.

Пианистка рассказала и о том, что подразумевается под «Антрепризой Kammerkonzert». Это вовсе не название ансамбля или творческого объединения, а напоминание об основанном в Вене чуть более ста лет назад Арнольдом Шёнбергом «Обществе закрытых музыкальных исполнений». Концерты те могли посещать лишь непосредственные члены Общества, пропагандировалась в тех программах новейшая для того времени музыка («нововенцы», Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток). Просуществовало Общество несколько лет и закрылось из-за финансовых сложностей. Предпринимались впоследствии попытки если не восстановить его, то сделать концерты, о нем напоминающие. Нынешняя «Антреприза Kammerkonzert» – дань австро-немецкой традиции, Новой венской школе, образу и уровню музыкального мышления композиторов того периода.

Вместе с Екатериной Рихтер выступят альтист Илья Гофман, кларнетист Валентин Азаренков, скрипачи Полина Лундстрем, Роман Викулов, виолончелистка Дарья Луценко, пианистка Екатерина Макаренко.