Александр Мишутин: Пытаюсь вернуть традиции великого Петипа на балетную сцену Персона

Александр Мишутин: Пытаюсь вернуть традиции великого Петипа на балетную сцену

В октябре 2025 года на сцене Пермского хореографического училища, отметившего крупную дату – 80 лет со дня основания, – состоялась премьера балета «Жемчужина», который создал 130 лет назад Мариус Петипа. Постановщик спектакля, отечественный танцовщик, балетмейстер и педагог Александр Мишутин (АМ) ответил на вопросы музыковеда Данилы Любимова (ДЛ).


ДЛ Александр Сергеевич, не так часто, но вы бываете гостем нашего любимого города. Можете ли вспомнить, когда впервые оказались здесь?

АМ В Пермь я приехал в 2024 году, когда руководство Пермского хореографического училища пригласило меня поставить балет «Выпускной бал». О городе на Каме, естественно, хорошо знал, поддерживал связь с преподавателями училища и некоторыми артистами балета. Балетный мир все-таки тесный. Что для меня Пермь? В первую очередь это Дягилев и его «Русские сезоны». Мой друг Кендзи Усуи – японский танцовщик, хореограф, историк балета, директор Института русского балета в Токио (к сожалению, он уже умер) – имел тесные контакты с артистами труппы Ballets Russes. Благодаря его инициативе в Токио раз в год устраивались дягилевские вечера. Сам я ставил некоторые балеты Михаила Фокина, например, «Клеопатру».

ДЛ Вы сделали одноактный балет «Выпускной бал» на музыку Иоганна Штрауса-сына. Теперь вы обратились к балету Мариуса Петипа «Жемчужина» («Прелестная жемчужина»), созданному прославленным хореографом для особого торжества в истории России: коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны (май 1896 года). Чем вызвано обращение именно к этому названию?

АМ Давно мечтал поставить этот балет. К слову, были и другие желающие, но в итоге я оказался первым. Позвонил Дарье Николаевне Сосниной, директору Пермского хореографического училища, и предложил этот балет. «Жемчужина» – балет-дивертисмент с обилием танцев. Захотелось научить детей понимать стилистику балета XIX века, донести до них, что в каждом движении есть смысл: либо это монолог, либо это дуэт. Также меня привлекла морская тема.

ДЛ Александр Сергеевич, в вашей редакции «Жемчужины» звучит музыка Жака Оффенбаха, а не Риккардо Дриго. Чем это вызвано?

АМ К сожалению, получить доступ к балетной партитуре Дриго, которая хранится в Мариинском театре, очень трудно. Но мой выбор музыки французского композитора не случаен. Долгое время я был занят подготовкой балета «Бабочка» на музыку Жака Оффенбаха, на протяжении пяти лет изучал материалы [в мае 2026 года на сцене Бурятского театра оперы и балета состоится премьера «Бабочки» в редакции Александра Мишутина. – Д. Л.]. В процессе работы мне пришла идея использовать музыку Оффенбаха также для постановки «Жемчужины». Кстати, знаете ли вы, что у самого Петипа изначально был замысел поставить «Жемчужину» на музыку оперы Верди «Дон Карлос»? Эта информация содержится на англоязычном сайте ассоциации «Общество Петипа». В опере Верди есть симфонический фрагмент на шестнадцать минут. Я послушал эту музыку, и мне показалось, что она не вписывается в либретто Петипа. Для него, конечно, сюжет был важнее музыки. Но Петипа ни в коем случае обвинять нельзя: это устойчивая традиция, характерная для балетного театра XIX века.

ДЛ Насколько музыка Жака Оффенбаха оказалась созвучной балетному либретто Петипа?

АМ Для меня Оффенбах является одним из лучших композиторов своего времени. Им написано много прекрасной музыки: опер, оперетт, симфоний, концертов. Недаром Чайковский иногда цитировал его музыкальные фрагменты. Так, «Вальс цветов» из «Спящей красавицы» близок антракту из второго акта «Прекрасной Елены» Оффенбаха. Темы Оффенбаха превосходно легли на либретто «Жемчужины».

Отобранная мной музыка Оффенбаха полностью посвящена морской стихии. Это логично, ведь основное действие балета происходит на дне моря. В выборе материала я опирался на неиспользованные ранее симфонические композиции из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», опер «Робинзон Крузо», «Христофор Колумб» и других. Увертюры своих театральных произведений Оффенбах, если посмотреть в ноты, называл симфониями. Все части симфоний Оффенбаха я брал без купюр и старался, чтобы не прерывались как драматическая линия либретто, так и музыкальная. Данила, специально для вас и для читателей журнала я раскрою некоторые карты. Пролог – «Морская симфония» из «Робинзона Крузо». Второй фрагмент – тема шторма из «Христофора Колумба» (появление Гения Земли). Третий фрагмент – «В царстве Нептуна» – музыка из «Орфея в аду» (Гений Земли танцует с Жемчужинами). Любовное адажио (четырнадцатый эпизод) – концерт для виолончели с оркестром. В финале балета звучит увертюра из комической оперы «Мадам Фавар». Апофеоз поставлен на музыку полонеза из «Орфея в аду». Обратите внимание: обычно полонезом всегда начиналось бальное торжество, я же специально им закончил. Почему? Молодые – Гений Земли и Белая Жемчужина – вступают в новую жизнь. Для них это начало пути. Поставил так абсолютно обоснованно и знал, что могу подвергнуться критике. Но этот же принцип применен Чайковским в балете «Лебединое озеро», первый акт которого заканчивается полонезом. Считаю, что музыка в балете очень важна, она грамотно расставляет все точки над i.

ДЛ Как создавался пластический рисунок балетных партий? Какой балетной технике вы отдавали предпочтение?

АМ Поскольку нотации балета «Жемчужина» не существует, я опирался на лексику и стиль Августа Бурнонвиля, которые сохранились по сей день. Это не цитаты, а, скажем так, компиляции движений в стиле Бурнонвиля. В постановке хореографии для воспитанников Пермского хореографического училища я задействовал ту балетную технику, которую изучают в каждом классе. Просто порядок движений оказался непривычным для традиционной методики обучения артистов балета.

ДЛ Ранее вы обращались к балету Петипа – Дриго «Талисман». Вы поставили его в 2019 году для Бурятского театра оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова. Скажите, вы ставите балеты-реконструкции так, как практикует Юрий Петрович Бурлака, или вам интереснее предложить свою танцевальную версию, близкую к стилю великого Петипа?

АМ Обычно каждый хореограф имеет свой индивидуальный почерк. Не хочу, чтобы это превращалось в некое клише. При постановке балетов стремлюсь использовать разную стилистику. Сейчас создать то, чего еще не было до тебя, трудно. Но пытаюсь сделать хороший классический балет. Что касается реконструкции в балете, где отсутствует точная и подробная запись, то считаю, что это невозможно. Правильнее будет сказать, что я делаю редакцию хореографии.

ДЛ В постановках XIX – начала XX века заглавные роли балета «Жемчужина» исполняли такие выдающиеся артисты Императорского театра, как Пьерина Леньяни, Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Павел Гердт. Как вам работалось с воспитанниками хореографического училища?

АМ Если в репетициях балета «Выпускной бал» были некоторые сложности, то в этом году – с точностью до наоборот: ребятам было интересно танцевать, осваивать непривычные темпы и комбинации движений. Работалось очень легко. Трудились с обеда и до ночи, и в короткий срок балет был практически поставлен. Дети молодцы. Все девушки прекрасны. Отмечу шестерку Белых жемчужин (Стефания Витюховская, Дарья Колотова, Софья Пьянкова, Элина Санчез, Софья Смелянова, Анастасия Шайбекова) и, конечно же, солисток, исполнявших роль Белой Жемчужины, – Юлию Манджиеву и Арину Тимергалиеву. Они готовые балерины, будущие примы! С мужским составом, к сожалению, год на год не приходится. Молодые люди формируются физически гораздо позднее. Мой балет был немного неудобен и некомфортен для юношей. Думаю, что с возрастом Роман Лобас (Гений Земли) и Павел Харламов (Царь Кораллов), придя работать в театр, окрепнут и разовьются.

ДЛ Премьера «Жемчужины» в вашей редакции состоялась в учебном театре хореографического училища, а затем прошли показы в Театре оперы и балета имени П.И. Чайковского. Сцена Пермского оперного меньше, чем сцена учебного театра училища. Потребовало ли это каких-либо изменений?

На сцену можно вывести 300–500 человек. Просто это будет «частокол». Зритель ничего не увидит: ни технику, ни пластический рисунок.

АМ В основном хореография сохранилась. В вальсе пришлось уменьшить количество танцоров и купировать некоторые пластические узоры. Аналогичное произошло и с детским танцем, однако мне удалось сохранить его рисунок. Сходный вопрос мне задавали, когда я работал над «Талисманом» Петипа. Мне все время говорили: «Раньше в балетах Петипа на сцене танцевало 130–200 человек». Понимаете, на сцену можно вывести 300–500 человек. Просто это будет «частокол». Зритель ничего не увидит: ни технику, ни пластический рисунок. Надо рассчитывать на то, какая у тебя будет площадка. Я всегда стараюсь делать спектакль на ту труппу, с которой работаю. Стремлюсь раскрыть «изюминку» артистов и театра.

ДЛ «Жемчужину» Петипа оформлял русский художник Петр Ламбин. Он представил публике красоты подводного царства. Спектакль в Перми украшала мультимедийная декорация морских глубин, созданная вами. Приходилось ли вам заниматься подобной работой раньше?

АМ Данила, должен вас поправить. В спектакле я сохранил декорацию Ламбина. Мы с Алексеем Амбаевым, главным художником Бурятского театра, сделали мультимедийную версию картины Ламбина, поскольку перемен декораций в моей редакции балета нет. Я с Алексеем не первый год работаю: делал с ним «Тысячу и одну ночь», «Лик богини», «Талисман» (все на сцене Бурятского театра оперы и балета). Мои художественные задумки Амбаев и его команда творчески реализует. Сейчас существует много профессиональных «нет». Это связано с пожарной охраной, техникой безопасности. Где-то нельзя делать пролеты, невозможно ввести пиротехнику – то, что было частью балетов XIX века. Нередко по этой причине путаются художественные карты. И поскольку технологии медиа позволяют восполнить недостатки сценического оформления, я смело к ним обращаюсь. Стараюсь сохранить дух той эпохи, но новыми средствами.

ДЛ Александр Сергеевич, возможно ли увидеть вашу редакцию балета «Жемчужина» на сценах других российских театров?

АМ Я всегда открыт для общения. Если позовут, то с радостью приеду и поставлю. Пока из других театров приглашений не поступало. В настоящее время завершаю работу над балетом «Бабочка». Постараюсь вернуть Марию Тальони на балетную сцену. В конце января и до марта 2026 года буду в Бурятии. Посмотрим, что получится. Считаю, когда есть интерес – тебя найдут и руководители театров, и критики.

Аромат старины