По ком звонят «Колокола» Мнение

По ком звонят «Колокола»

Два взгляда на одну премированную запись

Диск с музыкой Рахманинова в исполнении Алексея Моргунова, Тамбовского симфонического оркестра и Магнитогорской госкапеллы получил премию «440 Герц» – и сразу стал предметом жарких дебатов. Наши авторы представляют диаметрально противоположные точки зрения на эту работу. «Музыкальная жизнь» ценит, поощряет такую полемику и остается открытой площадкой для профессионального диалога.


Мария Залесская,
главный редактор издательства «Молодая гвардия»

Коллекция записей «живых», так называемых live-концертов пополнилась новым «экспонатом». Закрытие 41‑го Международного музыкального фестиваля имени Рахманинова 23 июня 2023 года увековечено на лейбле Artes Mirabiles. В программе – кантата «Колокола» (ор. 35) и «Симфонические танцы» (ор. 45). Между этими произведениями – целая жизнь. Символический рассказ о Судьбе Человека со всеми взлетами и падениями, но неизбежным приходом к Свету предлагает слушателям Алексей Моргунов. Для него творчество Рахманинова – особая статья. Недаром в свое время Владимир Иванович Федосеев назвал Моргунова «настоящим рахманиновским дирижером». Да и во всей команде исполнителей нет случайных людей. Сразу отметим солистов: Станислава Мостового, обладателя редкого по красоте тенора, покоряющего своей тонкой и чуткой музыкальностью, а также Эльзу Исламову и Дзамболата Дулаева, отличающихся философским глубоким проникновением в мир рахманиновской музыки. Вслед за Федосеевым хочется сказать: это настоящие рахманиновские певцы (кстати, Дулаев признавался, что Рахманинов – его любимый композитор).

В целом получилась органичная и гармоничная «симфония» с двумя коллективами: Магнитогорской академической государственной хоровой капеллой имени С. Г. Эйдинова и тамбовским Академическим симфоническим оркестром имени С. В. Рахманинова, которым как раз и руководит Алексей Моргунов.

Оркестр еще совсем молод. Был создан в 2021 году, но уже обладает собственным творческим «почерком» и, безусловно, большим потенциалом. Чувствуется, что произведения Рахманинова – его конек. Хотя, конечно, юношеский задор – «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» – пока еще превалирует в самой манере исполнения над зрелостью и мудростью. Слишком все прямолинейно, бескомпромиссно. Очень не хватает полутонов и нюансов. Есть только черное и белое. Слишком просто! Но ведь молодость, как известно, – это тот недостаток, который быстро проходит.

При этом в оркестре уже сегодня имеются достаточно сильные духовая и струнная группы – как раз то, что в первую очередь необходимо для исполнения и «Колоколов», и «Симфонических танцев». Заявка на победу подана!

В интерпретации Алексея Моргунова эти произведения объединяются в одно масштабное полотно. Как же это верно! Насколько максимально оправдан такой подход! Перед нами – многогранный портрет души – русской души, у которой все чувства открыты, распахнуты, обострены, а временами, наоборот, чуть завуалированы, скромны, словно тихая и неброская красота природы. Скажем, в окрестностях того же Тамбова. Почему бы и нет?

Моргунов называет «Симфонические танцы» «величайшей русской романтической симфонией». Про «русскость» «Колоколов» и говорить не приходится; мистическая мрачность стихов Эдгара По напрочь развеивается «православной сутью» рахманиновской музыки. «Смертию смерть поправ…» А жизнь прекрасна, несмотря ни на что! Спасибо Алексею Моргунову за Веру и Надежду!

И в заключение: Оркестр имени Рахманинова удостоен Большой оркестровой премии «440 Герц» именно за данный диск.


Богдан Королёк,
музыкальный критик, куратор

Дирижер Алексей Моргунов возглавляет Оркестр С. В. Рахманинова со дня основания летом 2021 года для Тамбова и области делает огромную просветительскую работу как дирижер и ведущий, включая в программы и новые сочинения, и облигатного Рахманинова в сонме иных классиков, а на всю Россию заявил о себе на Конкурсе Рахманинова. В 2023‑м, когда страна сходила с ума от юбилея Рахманинова, Моргунов с оркестром выпустили на видео все симфонии и концерты Рахманинова, а на закрытии Международного фестиваля имени Рахманинова была сделана эта запись. Новый диск прежде всего есть портрет и заявление начинающего оркестра и его лидера.

В многокрасочных «Колоколах» подводят вокальные краски, отданные гостям. Большие качающиеся голоса солистов (Станислав Мостовой, Эльза Исламова, Дзамболат Дулаев) грешат приблизительными интонациями. Магнитогорская хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова оставляет желать более собранного звука и точных вступлений. Трудности и в оркестре: часто нестройные струнные с подъездами к верхним нотам, нечеткость во вступлениях меди, каша в мелких фигурациях. В «Симфонических танцах», где оркестру не скрыться за ораториальным фасадом и сам материал гораздо цельнее и жестче, всему составу, особенно деревянным духовым, не хватает энергии и точности штриха – умеренный темп только подчеркивает это. В Andante con moto вальса ускользает moto. В «Симфонических танцах» мало танца, «ноги ватные», и только к финалу оркестр набирает силу и волю.

Студия Artes Mirabiles и звукорежиссер Алексей Погарский боролись с гулкой акустикой Концертного зала завода «Пигмент». Остались долгая реверберация, звуковой мусор, кое-где нарушенный баланс с выпирающими ударными. Никакая акустика не спасла бы от главной проблемы Оркестра Рахманинова и большинства отечественных коллективов. Это среднерусская манера исполнения – небрежно, зато от души. Даже если выдать это за особенности национального исполнения национального гения, всегда можно быть скрупулезнее в динамике, артикуляции, построении формы.

Хорошо, что тамбовский оркестр вышел в эфир – сейчас для этого не нужны лейбл и официальное издание. Коллективу в младенческом возрасте такие записи крайне полезны – они дисциплинируют музыкантов. В первом интервью «Музыкальной жизни» маэстро Моргунов манифестировал «продвижение бренда имени Рахманинова, потенциал которого не до конца используется для развития экономики и культуры региона» и «музыки в жизни должно быть как можно больше!» (см. № 1/2022). Обе маркетологические задачи диск выполняет. В художественной части, как сказал бы рецензент времен Рахманинова, от оркестра имени Рахманинова мы вправе ожидать большего. Это и будет интригой следующей записи.

Алексей Моргунов: Дирижировать Рахманиновым я мечтал с детства

Тьма отступает перед светом Мнение

Тьма отступает перед светом

В Мюнхене впервые показали рождественскую мистерию Гоголя – Римского-Корсакова

Солнечный круг Мнение

Солнечный круг

Камерный портрет Виктора Цоя

На самокате в светлое будущее Мнение

На самокате в светлое будущее

Авторы «Музыкальной жизни» подводят итоги сезона 2024/2025

Гора Эверест в оперной литературе Мнение

Гора Эверест в оперной литературе

Дон Жуан как проекция мужского эротизма. Мнение музыкального директора Баварской оперы