Юбилей на перекрестке жанров События

Юбилей на перекрестке жанров

К 25-летию оркестра «Круглый Бенд»

Саксофонист Алексей Круглов, один из лидеров нового джаза в России, постоянно подтверждает делом разносторонность своего таланта и позитивность энергетики. Концерт в московском КЦ ДОМ, посвященный 25-летию оркестра «Круглый Бенд», показал особенности личности и творчества импровизатора и режиссера, перформера и поэта: Алексей выступил во всех этих ролях и качествах.

Оркестр Круглова

Отмечавший юбилей коллектив имеет непостоянный состав и столь же непредсказуемую, чуть ли не взрывную стилевую палитру, так как сотрудничает с креативными мастерами разных жанров. Музыканты сменяли друг друга, большую часть времени на сцене оставались контрабасист Денис Шушков и барабанщик Петр Талалай – исполнители не только виртуозные, но проверенные участием в разнообразных проектах. Талалай сидел за ударной установкой к залу боком, в первом ряду оркестрантов, и можно было рассмотреть его игру в мельчайших подробностях. На сцену выходили друзья и коллеги Круглова, они участвовали в презентациях свежих релизов – были представлены сразу три CD и две книги. Не так давно Круглов издал свой сотый(!) альбом. Подобная творческая активность вызывает порой настороженные оценки, однако Алексей продолжает следовать рекомендации Лео Фейгина, человека, много лет ответственного за широкое представление на физических носителях лучших экс-советских импровизаторов. Культовый издатель настойчиво советовал Круглову не останавливаться, издаваться, раз есть силы и возможности. Новый альбом лейбла Фейгина Leo Records был представлен и на этот раз. Двойной CD Porgy and Bess (интерпретация популярной оперы Джорджа Гершвина), проект Круглова и певицы Карины Кожевниковой, официально выходит в январе 2026 года.

Джаз Гершвина

С этой уникальной для отечественного джаза программы концерт и стартовал. «Круглый Бенд» предстал в формате полнозвучного, большого оркестра, играющего и новый джаз, и широко известные публике популярные мелодии. Вечер вел журналист, культуртрегер, физик Михаил Митропольский, один из учителей Круглова, человек, изнутри знающий ситуацию в жанре. Он раскованно рассказывал о происходящем, обратил внимание на то, как Круглов дирижирует оркестром. Это и вправду оказалось любопытным зрелищем. Дело в том, что опера Гершвина получила сложные, неожиданно звучащие аранжировки. К ним Алексей подошел с позиции театральной режиссуры: его жестикуляция подчеркивала не только развитие музыки, но и повороты сюжета, почти создавая спектакль. Первой прозвучала всем известная Summertime, но даже такая мелодия непросто узнавалась по первым «трем нотам». Красиво прозвучал дуэт Кожевниковой и Антона Залетаева (флейта). Вокалистке отлично удавался скет, а из прочих композиций запомнилась It Ain’t Necessarily So – с мужским хором. На бис исполнили Oh, Doctor Jesus – госпел, экстравертно и эффектно спетый Кариной.

Мелодии Высоцкого

Следующим номером программы стал фрагмент перформанса, основанного на творчестве Владимира Высоцкого, «Посмотрите… 4/4 пути». Диск с аудиоверсией (несколько лет назад был издан и DVD-вариант) от лейбла ArtBeat Music посвящен памяти отца Алексея – музыканта и актера Владимира Круглова, который был инициатором создания и оркестра, и перформанса по Высоцкому и автором многих других идей. На альбоме представлен последний показ спектакля в ростовском джаз-клубе «Эссе» за полгода до ухода Круглова-отца из жизни. На юбилее к трио Круглов/Шишков/Талалай присоединился пианист Ренат Гатаулин. Выступление давало своеобразный, бережный взгляд на творчество барда. Круглов обозначил темы – части композиции: «Блатные», «Война», «Купола», «Любовь». Говоря про военные песни, Круглов вспомнил и записанный фри-звездами альбом «Друзья-однополчане», выпущенный еще к 75-летию Победы. Алексей отметил мелодизм Высоцкого, импровизируя между декламацией стихов, – музыкант соединял песенные интонации и джаз, подчеркивал эмоциональное напряжение, и тут пригодилось умение одновременно играть на двух саксофонах.

Содружество жанров

Далее представили альбом трубача Игоря Широкова (тоже, увы, ушедшего из жизни) «Настина ярмарка» (АРТсервис), записанный при участии знаменитого фолк-музыканта Сергея Старостина. Композиции Широкова романтично, серьезно и красиво проводят недооцененную русскую линию в джазе. На концерте они прозвучали с участием Ростислава Кочетова (труба). Художник, поэт Михаил Погарский презентовал флешку «Оммажи» со своим перформативным творчеством. Ему посвящена и одноименная, солидно выглядящая книга Михаила (издательство BIGNICKPRO). Музыканты задали публике ироничный вопрос: есть ли привидения в Москве? Сами ответили на него утвердительно, погасив в залесвет: с прикрепленными на голове фонариками сыграли таинственный перформанс на стихи Михаила «Созвездие Брэдбери». Восторг публики вызвал Герман Лукомников, мэтр комбинаторной поэзии, тоже представленный как учитель Круглова, – при поддержке мультиинструменталиста Алексея Потапова он прочитал изобретательные палиндромы. Выступление сопровождали иллюстрации на экране. Тему продолжила презентованная книга Алексея Круглова «Точки новоджазовых сечений», в которой джазмен выступил в еще одном своем любимом качестве – уже как поэт.

Звучавшая в концерте музыка от проекта к проекту становилась сложней, обстановка камернее, а завершилось все озорным фри-джемом с разбрасыванием бумаг на сцене и подушек в зале. Причем на протяжении концерта не создавалось ощущения сложности, все воспринималось легко и динамично. Вспомнили много любопытных историй и деталей. Обсудили появление названия оркестра и, в частности, вызывающую вопросы букву «е» в слове «Бенд».

Когда-то журнал JazzWise назвал Круглова «будущим джаза». А Митропольский написал, что Круглов «это непрерывный процесс, который начался более тридцати лет назад и раскручивается все сильнее». По вечеру в ДОМе можно представить дальнейшее движение этого не только импровизационного, но уже и перформативного искусства. Полижанровость  события не стала пестрой суетой: все проекты, исполнители, стили были объединены музыкальными и режиссерскими идеями Круглова и поэтому образовывали единое высказывание, взгляд на современное искусство.

KARINA KOZHEVNIKOVA & KRUGLY BAND POLYPHONIC CIRCLE LEO RECORDS

Золотые «Щелкунчики» События

Золотые «Щелкунчики»

Международный телевизионный конкурс юных музыкантов снова открыл таланты

Итоги года: все включены События

Итоги года: все включены

Вторая часть большого обзора

Тест-драйв на «Площади Искусств» События

Тест-драйв на «Площади Искусств»

Филипп Чижевский и коллектив «Новой Оперы» презентовали новую версию оперы Моцарта

Зеркала для героев События

Зеркала для героев

Александр Сладковский выступил с ЗКР на фестивале «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге