«Любовник» на словах События

«Любовник» на словах

Труппа musicAeterna Dance представила первый эпизод альманаха

Когда танцевальная труппа MA Dance объявила о запуске целого мультижанрового альманаха, центральная тема которого – понятие близости, а герои первого перформанса – пары, сразу возник вопрос, чем же постановки этого цикла будут отличаться от предыдущих работ коллектива, который всегда исследовал человеческие взаимоотношения, и зачастую – в формате дуэтов. «Любовник» в петербургском Доме Радио точно смог удивить зрителя, хотя дальнейший вектор развития альманаха пока держится в секрете.

Начался спектакль довольно привычным для MA Dance образом: на сцене – комната (в этот раз тотально синяя, на пару тонов светлее, чем Ив Кляйн Blue; художник-постановщик – Юлия Орлова), в комнате – двое. Он (Алексей Слуцкий) настраивает радио, она (Айгуля Бузаева) манко танцует, пытаясь переключить его внимание на себя. Танцует под пробивающиеся через радиопомехи хиты о любви, среди которых и Love Will Tear Us Apart – привет одноименному перформансу, с которого началась предыстория труппы. Она садится к нему за стол, и он начинает диалог, самый обыкновенный:

– Твой любовник сегодня придет?
– Да.
– В котором часу?
– В три.

Танцовщики musicAeterna Dance и раньше говорили на сцене, но это была декламация (стихов или прозы) как один из уровней выразительности, здесь же центр тяжести мгновенно и бесповоротно смещается в пользу драматического театра. Пожалуй, это первый случай, когда коллектив семейства musicAeterna рассказывает историю вербально, отводя танцу и музыке партию аккомпанемента. Процитированный диалог, как и две последующие сцены, взяты из пьесы британского драматурга Гарольда Пинтера «Любовник» (1962). Четыре пары по очереди разыгрывают его в разных пластических интерпретациях. Айгуля Бузаева и Алексей Слуцкий – в попытке вернуть контакт, Евгений Калачёв и Дарья Тагильцева – в плавильне ревности, где акробатические поддержки иллюстрируют домашнее насилие. Елена Лисная и Тимур Ганеев, наоборот, не могут коснуться друг друга и отталкиваются будто одноименные полюса магнитов, продвигаясь по тексту дальше, от абсурда к бытовым подробностям. Айсылу Мирхафизхан и Максим Клочнев в стремлении следовать общему паттерну ломаются, как механические куклы. Повторяющиеся диалоги перемежаются другим цитированием: размышлениями о природе влечения из «Невыносимой легкости бытия» Милана Кундеры. Артисты справляются и технически, и драматически: дыхание и речь не сбиваются даже при самых сложных кульбитах, интонации выверенные и осмысленные как в кратких репликах, так и в продолжительных монологах. В программке не значится педагог по сценической речи или актерскому мастерству, поэтому отнесем эту заслугу на счет режиссера Анны Гусевой.

Нужно отметить, что центральная коллизия пьесы Пинтера в спектакль не перенесена, поэтому «Любовник» MA Dance – не инсценировка, а самостоятельное высказывание, отчасти собранное в технике коллажа. Распознавать коллажные фрагменты в тексте и в музыке довольно просто, зато в танце – намного сложнее, поэтому предположим, что в хореографии Анастасии Пешковой прямых цитат нет. Некоторые аллюзии можно уловить к Appartement Матса Эка – в первой массовой сцене, в основном за счет «партнерства» с мебелью, и к фигуре балетного Петрушки, причем таким достоверным он, возможно, еще не бывал. В середине спектакля есть эпизод в парке, замысловато разыгранный на четверых: два кукловода – Айгуля Бузаева и Алексей Слуцкий и две куклы – Дарья Тагильцева и Евгений Калачев. Дарья танцует классическую марионетку, а Евгений становится перчаточной игрушкой, делая видимыми и практически осязаемыми и вату, которой он набит изнутри, и руку, которая им управляет. Пожалуй, это самая эффектная сцена спектакля, где при остроте и переменчивости словесной дуэли на первый план все же выходит пластика.

Над музыкой работали композитор Андреас Мустукис и саунд-дизайнер Андрей Воробьев. Мустукис обозначил тему спектакля как тишину, а начало истории – как первый вдох в ночной темноте. Деликатный электронный эмбиент вытекает из радиоволн, переливается пением птиц, в моменты эмоционального накала перенося нас куда-то в зоопарк к рыкам и ревам. Мелодичные вдохи служат как чистой красоте, так и обозначению «закадровых» эмоций. Как и во многих самостоятельных постановках MA Dance, музыка стык в стык подогнана к действию – подход довольно кинематографичный. В качестве заключительной цитаты выбран «Шарманщик» из «Зимнего пути» Шуберта.

А что же Любовник? В труппе сейчас непарное количество танцовщиков – девять, и поначалу казалось, что роль Любовника отведена Савве Коротычу. Но в финальном соло он оказывается Мужем из неполной пятой пары, повторяя заглавную реплику, переходящую в истерику одиночества. Любовник так и не пришел, в спектакле нет места для поистине любовного, гармоничного дуэта, только грани противостояний. Хотя в какой-то момент на заднем плане беседуют Жена из первой пары (Айгуля Бузаева) и Муж из четвертой (Максим Клочнев), они явно интересны друг другу, но хореографического развития этот эпизод не получает.

«Любовник» – работа достаточно неожиданная для танцевальной труппы, пусть и постулирующей междисциплинарный подход. По всем признакам это – спектакль (а не перформанс), и спектакль драматический, легко и точно совпадающий при этом с эстетикой musicAeterna. Каким будет следующий эпизод альманаха, текстоцентричным или совсем наоборот, когда он выйдет и сколько вообще эпизодов планируется, – надеюсь, узнаем в 2026 году.

Нежные уральские свидания