Снег, подарки и музыка Релизы

Снег, подарки и музыка

Обзор новогодних и рождественских разножанровых альбомов

Рождественская музыка – это не только хрестоматийные гимны и набившие оскомину в супермаркетах хиты. Это целая вселенная, где каждый исполнитель, каждая эпоха и страна находят свой звук для самого светлого зимнего праздника. Музыка Рождества может быть проникновенной личной молитвой, как у Эрика Клэптона, или изящной джазовой игрой, как у Swingle Singers; уютной ностальгией, как мелодии Микаэла Таривердиева, или смелым авангардным высказыванием, как в сборнике Владимира Юровского. Она способна носить теплый свитер и пахнуть мандаринами, а может закружить в ритмах сальсы, как у Sarahbanda. В этом обзоре мы посмотрим на пять очень разных музыкальных «открыток» – и вспомним, что праздничная афиша может быть куда интереснее, чем кажется.


The Swingle Singers
Christmastime (Noëls Sans Passeport) (1968)
Philips Records

Джаз и Рождество, пожалуй, идеальные ингредиенты для создания праздничного настроения. Достаточно включить любой американский фильм прошлого века, чтобы убедиться: его саундтрек почти наверняка состоит из джазовых композиций. И это неудивительно – непринужденность, легкость и танцевальный ритм этой музыки как нельзя лучше соответствуют духу праздника. А когда к инструментам присоединяется чувственный вокал, поющий о предновогодней суете и чуде, ожидание становится по-настоящему волшебным. Свои джазовые рождественские альбомы выпускали многие признанные корифеи (Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра), предлагая публике индивидуальные версии классических мелодий. Во Франции вокальный коллектив под названием The Swingle Singers тоже создал уникальную коллекцию – это произошло в 1968 году.

Основой для аранжировок в стиле вокального свинга стали народные песни и религиозные гимны из разных уголков Европы – Англии, Франции, Германии, Испании, Италии, Чехии. Такой музыкальной многонациональностью объясняется название, под которым альбом был выпущен во Франции – Noëls Sans Passeport («Рождество без паспорта»). Большинство мелодий ансамбль объединил в изящные попурри, где соседствуют мотивы двух-трех стран (только Stille Nacht и White Christmas записаны отдельными треками). В них исполнители продемонстрировали весь спектр своих вокальных возможностей – от бархатного легато до отрывистого стаккато с филигранной артикуляцией, что не перестает вызывать восхищение. Фирменная диссонантная гармония «Свинглов» не режет слух, а наоборот, придает музыке особую красочность и современное значение. Высокие кристальные ноты у сопрано подобны чистому пению ангелов.

Этот альбом является прекрасным отражением главной идеи Рождества – единство, разделение положительных эмоций с родными и друзьями. В период ожидания праздника нет места противоречиям, а сердца должны быть наполнены светлой радостью и счастьем.

Микаэл Таривердиев
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Bomba Music

Пожалуй, предновогодний период и сам праздник не могут пройти без знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Кинолента, повествующая о нелепой случайности и внезапном знакомстве, в результате которых зародилось нежное чувство, уже пятьдесят лет радует российских зрителей легкостью, юмором, духом советской эпохи. В общую атмосферу комедии органично вплелись изысканные композиции Микаэла Таривердиева, который определял жанр фильма как «рождественская сказка».

Сказочность присуща не только сюжету, но и музыке. Прозрачная оркестровка, перераспределение солирующей партии – гитарные переборы в «Надежде», внеземное звучание вибрафона на фоне струнных в «Снегу над Ленинградом», фортепианная импровизационность «Мелодии» – привносят в ткань фильма оттенок изящества, подхваченный песнями. При их создании Таривердиев стремился максимально приблизить певческую манеру к разговорной речи, чтобы избежать эстетики классического романса. Поэтому исполнение воспринимается как домашнее музицирование для узкого круга родных и близких. Комических куплетных песен с простым текстом, ожидаемо подходящих к сюжету, композитор писать не хотел. Взяв за поэтическую основу сложные стихотворения с философскими размышлениями о любви и дружбе (Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Владимира Киршона, Александра Кочеткова), Таривердиев намеренно построил музыкальный контрапункт к сюжету, чтобы эти две линии объединились в счастливом финале.

По воспоминаниям композитора, до самой премьеры он сомневался в успехе картины ввиду несоответствия песенного и зрительного ряда. После просмотра фильма Таривердиев услышал, как люди поют «Мне нравится, что вы больны не мной», и убедился в успешном итоге проделанной работы. С тех пор музыка к кинофильму остается неизменным напоминанием о душевном тепле и волшебстве.

Blackmore’s Night
Winter Carols (2006)
AFM Records, Locomotive Music

Что получится, если взять старинные рождественские мелодии, добавить к ним виртуозное владение гитарой известного рок-музыканта и нежный вокал его музы? Ответом на этот вопрос стал альбом группы Blackmore’s Night под названием Winter Carols. После выхода пятого альбома – Beyond the Sunset (2004) – с тремя рождественскими песнями основатели и участники ансамбля Ричи Блэкмор и Кэндис Найт пришли к идее создания полноценного праздничного сборника и вскоре выпустили лонгплей, посвященный теме Рождества.

В подборку вошли мелодии, относящиеся к разным эпохам и культурам: например, английская песня I Saw Three Ships, чешская колядка Good King Wenceslas о зимнем пути короля Вацлава, еврейское литургическое песнопение Ma’oz Tzur, исполняемое после зажигания свечей на Хануку. Несмотря на широкую географию, композиции органично сосуществуют в рамках альбома благодаря бережным аранжировкам, в которых сочетаются акустическая гитара и скрипки с характерными для народной музыки инструментами (колесная лира, лютня, шалмей – предшественник гобоя) при почти полном отсутствии ударных. Также в альбом включены оригинальные композиции, написанные Блэкмором и Найт, идеально вплетающиеся в общую канву, — нежная лирическая баллада Winter (Basse Dance) и светлая Christmas Eve.

Winter Carols — настоящая жемчужина в каталоге группы. Изысканные гитарные переливы Ричи Блэкмора (экс Deep Purple) и лишенный пафоса вокал его супруги переносят слушателя во времена королей и замков, народных гуляний и величественных церемоний. Это идеальная музыка для долгих зимних вечеров, чтобы погрузиться в атмосферу старины, тепла и волшебства, созданную двумя современными менестрелями.

Eric Clapton
Happy Xmas (2018)
Brushbranch/Surfdog, EPC Enterprises; Polydor Records

В 2018 году Эрик Клэптон, один из величайших гитаристов всех времен согласно рейтингу журнала Rolling Stone, решил добавить собственную главу в историю рождественской музыки, выпустив сборник Happy Xmas. Этот лонгплей, двадцать четвертый в карьере британского рок-исполнителя, стал неожиданностью для критиков и слушателей: предыдущая работа, I Still Do (2016), была встречена довольно прохладно, а к праздничной тематике Клэптон никогда не обращался. Именно поэтому новый релиз сразу привлек к себе внимание поклонников и музыкальных экспертов.

При создании альбома Клэптон пошел знакомым путем кавер-версий (на его счету интерпретации песен Боба Марли, Роберта Джонсона и многих других). Взяв за основу классические рождественские композиции, такие как White Christmas и Have Yourself a Merry Little Christmas, он записал их, по собственным словам, «с легким оттенком блюза». Узнаваемый почерк Клэптона проявился в многоголосном бэк-вокале и мелодичных гитарных соло. Казалось бы, ничего принципиально нового. Однако в середине альбома расположена электронная версия Jingle Bells: всем известная мелодия звучит ближе к финалу словно отдаленное эхо, растворяясь в медитативном повторяющемся паттерне. Этим треком Клэптон отдал дань памяти диджею Avicii, с которым его связывали годы сотрудничества.

В целом альбом получился теплым и органичным сочетанием блюз-рока и рождественских мотивов. Его приятно слушать в перерывах между суетой и хлопотами. Несмотря на преклонный возраст, голосу Клэптона по-прежнему свойственны искренность и сдержанная экспрессия. И в этом – его непреходящее очарование.

Vladimir Jurowski, Dietrich Henschel, ensemble UnitedBerlin, Simone Rubino
X-mas Contemporary (2019)
Farao Classics
2 CD

Рождественский период уже традиционно ассоциируется не только с подарками и весельем, но и воспринимается как время для саморефлексии, возможность подвести итоги уходящего года. Люди оглядываются на прожитые события и строят планы на будущее, кто-то смотрит вперед взглядом реалиста, а кто-то сохраняет веру в чудо. Каждый человек сам себе задает вопрос, что лично для него означает Рождество. Немецкий баритон Дитрих Хеншель, дирижер Владимир Юровский и итальянский перкуссионист Симоне Рубино представили в 2019 году двойной сборник из музыкальных ответов, названный X-mas Contemporary.

Два диска с записями двадцати четырех композиций напоминают адвент-календарь: каждый день, открывая новое окошко, находишь внутри приготовленный сюрприз. Первая половина сборника состоит из двенадцати концептуальных миниатюр, вдохновленных разными образами Рождества. Здесь встречаются и праздничные атрибуты (омела, подаренный ребенку кукольный домик, добрая фея), и тишина морозного вечера. Музыкальная ткань каждой пьесы изобилует богатством приемов звукоизвлечения и звукоподражания как у инструменталистов, так и у вокалиста, благодаря чему праздничная картинка расцвечивается множеством смыслов и красок.

На втором диске – рождественские кэролы в обработке Симоне Рубино. Внеземным хрустальным звучанием ударных инструментов и пребыванием в классической ладово-тональной системе создается выразительный контраст с первой частью сборника. Таким образом, внутри X-mas Contemporary встречаются современность и традиция, отражая вневременное значение и актуальность праздника, а бархатистый вокал Хеншеля становится тем самым мостиком, соединяющим эти два образно-музыкальных острова в единый гармоничный мир.

X-MAS CONTEMPORARY DIETRICH HENSCHEL. VLADIMIR JUROWSKI. SIMONE RUBINO FARAO CLASSICS

Miró Quartet
Hearth (2025)
Pentatone

Под занавес уходящего года к рождественской тематике обратился еще один коллектив. Miró Quartet – американский камерный ансамбль, который за тридцать лет творческой деятельности стал обладателем ряда престижных наград (в 2024-м номинировался на «Грэмми»), – выпустил на лейбле Pentatone сборник Hearth. По словам Джона Ларджесса, альтиста квартета, участники на протяжении многих лет мечтали записать рождественский альбом, вызывавший бы ассоциации с посиделками у камина в кругу близких, с детством, традициями.

«У каждого из нас есть особая праздничная мелодия, возвращающая в детство или неизменно наполняющая нас духовным светом», — говорит Ларджесс. В этих словах и заключается концепция альбома. Участники квартета предложили пятнадцати композиторам выбрать рождественские мелодии на свой вкус и создать на их основе индивидуальное музыкальное послание. Результат – чарующий калейдоскоп звуков, в котором традиционные кэролы представлены в весьма оригинальном виде: будь то микс из нескольких источников (In Dulci Jubilo Кларисы Ассад), хоральная O Come, All Ye Fainful в трактовке Майкла Бегая или пиццикатная Jingle Bells в обработке Мичи Вьянко. В альбоме классические ладотональные решения соседствуют с неожиданными гармоническими вкраплениями (Mother’s Lullaby Анны Клайн, Dejlig er Den Himmel Blå Паолы Престини), что придает сборнику свежесть.

Все нюансы авторских аранжировок деликатно переданы участниками квартета. Их интерпретация восхищает точностью, красочностью и выразительностью. Чувствуется теплота, с которой музыканты отнеслись к реализации проекта. В конечном счете Hearth становится музыкальным дневником, хранящим тепло рождественского воодушевления.

The Sarahbanda
Cuban Christmas (2025)
Deutsche Grammophon

Сара Уиллис, валторнистка Берлинского филармонического оркестра, неоднократно признавалась в своей любви к сальсе. Оказавшись впервые в Гаване в 2017 году для улучшения танцевальных навыков и услышав местный лицейский оркестр, она загорелась идеей о совместном творчестве. Результатом сотрудничества с оркестром стала запись трех альбомов с концертами Моцарта для валторны, в которых звучание инструмента сочеталось с ритмами сальсы и мамбо. На этом проекте Уиллис не остановилась и организовала группу The Sarahbanda, пригласив популярных на Кубе музыкантов (например, Карлоса Калунгу, солиста ансамбля Buena Vista Social Club). Нынешней осенью они записали на лейбле Deutsche Grammophon второй по счету альбом с рождественскими композициями.

Треклист представляет собой микс из всем знакомых рождественских американских песен (Jingle Bells, White Christmas, Silent Night), шедевров мировой классики (номера из «Щелкунчика» Чайковского, Третий Бранденбургский концерт Баха), а также традиционных кубинских праздничных мелодий (Feliz Navidad, Criolla Navidad). Причем культовая история про заколдованного принца подана весьма необычно: к изящности «Танца феи Драже» прибавляется острота и таинственность, а «Трепак» становится похож на энергичный танец конга. Allegro из Бранденбургского концерта превращено в музыкальный диалог между баховским текстом и современной импровизацией.

Этим релизом Уиллис блестяще продолжила воплощать в жизнь свою мечту – соединение звучания валторны и кубинских мотивов. Зажигательные танцевальные ритмы, сочные гармонии, свежие аранжировки не оставляют равнодушными и превращают тихое семейное празднование в грандиозную вечеринку, на которой рады всем и каждому.


В завершение хочется пожелать дорогим читателям «Музыкальной жизни» много хороших моментов и положительных эмоций, успехов, счастья и исполнения желаний. Помните, что музыка – великое искусство, которое может и порадовать, и утешить. С наступающим!