В шаге от крупного юбилея – в 2020-м исполнится сто лет с момента проведения первого летнего Зальцбургского фестиваля – его рулевые Маркус Хинтерхойзер и Хельга Рабл-Штадлер могли бы по-деловому ровно отнестись к программе формально проходного 2019 года. Однако заявленные планы язык не поворачивается назвать скромными. Эпичность подчеркнута обозначенной темой: пять новых постановок, две возобновленные продукции и две оперы в концертном исполнении объединяет седая античность и значение ее общечеловеческих, вневременных образов. Нравственный опыт и духовная культура древнего мира помогает лучше понять современность, а развернутые идеальные модели известных мифов, по мнению организаторов фестиваля, – то универсальное зеркало, в котором отражается настоящее и будущее. Так что верным ценителям оперы с 20 июля по 31 августа придется погрузиться в пессимизм античной трагедии рока и не раз задуматься о том, как безрассудно и слепо судьба управляет человеческой биографией.
Одна из ключевых женских фигур в эллинистической литературе – Медея – дважды появляется в программе фестиваля. В лучшей опере Луиджи Керубини австралийский режиссер Саймон Стоун намерен исследовать мотивы поступков Медеи с позиций современного мира, проследить внутреннее развитие характера – от первого появления до катастрофы в финале. Титульную партию споет болгарское сопрано Соня Йончева, музыкальное руководство постановкой осуществит Томас Хенгельброк. Если Керубини фокусируется на драме, разворачивающейся вокруг главной героини, то «Медея: материал» одного из самых исполняемых композиторов Франции, ученика Мессиана и Ксенакиса – Паскаля Дюсапена – основана на внутреннем монологе Медеи, ее переживаниях и размышлениях. Экранная версия этой монооперы на текст Хайнера Мюллера, наследника традиций Бертольта Брехта, представлена как важная часть кинопрограммы фестиваля.
Еще один адепт брехтовских догм, немецкий художник и режиссер Ахим Фрейер приглашен в Зальцбург для работы над «Эдипом» Джордже Энеску. Безусловный шедевр оперной литературы XX века, наконец, совершил прорыв и добрался до лучших мировых сцен: в 2016-м копродукция с брюссельским La Monnaie была показана в Ковент-Гарден. Успех предприятия послужил сигналом для других театров – и трехчасовой «Эдип» стал одной из премьер Голландской национальной оперы в нынешнем сезоне. Зальцбург также обратился к партитуре Энеску, сделав ставку на выносливость британца Кристофера Мальтмана и опыт уже упомянутого Фрейера (на долю последнего выпадет создание художественной концепции спектакля).
Еще одно название в музыкальной программе – «Симон Бокканегра» Верди – связано с возвращением на фестиваль Валерия Гергиева. Пожалуй, это главная сенсация Зальцбурга‑2019. В последний раз руководитель Мариинского театра выступал здесь в качестве дирижера-постановщика в 2007 году – это была редкая вещь Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Теперь маэстро Гергиеву предстоит найти общие точки пересечения с немецким режиссером Андреасом Кригенбургом в работе над партитурой Верди.
Конечно, Маркус Хинтерхойзер изменил бы себе, если бы не назначил хедлайнером фестиваля Теодора Курентзиса. Правда, в команде пермского дирижера-визионера произошла замена: место родного сердцу оркестра musicAeterna займут фрайбургские барочники. С ними и со своим давним единомышленником Питером Селларсом Теодор вновь пустится постигать музыкально-театральный космос Моцарта – «Идоменей», опера в возвышенно-поэтическом глюковском стиле, на итальянское либретто составит диптих с постановкой «Милосердия Тита» 2017 года.
С полной программой Зальцбургского фестиваля можно ознакомиться на сайте salzburgerfestspiele.at