Голос из класса 66 Книги

Голос из класса 66

Книга о Теодоре Гутмане и пианистической Атлантиде

Теодор Гутман…  Один из первых учеников Генриха Нейгауза, незаурядный пианист – лауреат Конкурса имени Шопена в Варшаве (1932), выдающийся педагог, создавший собственную фортепианную школу. Преподавательский стаж – рекордные семьдесят лет.  В 1944 году был приглашен Е.Ф. Гнесиной в новый тогда вуз – Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Проработал там полвека, долгое время заведовал кафедрой специального фортепиано.

К 120-летию со дня рождения пианиста в свет вышла книга «Теодор Гутман. Музыкант и учитель» (редакторы-составители – Т.А. Зеликман и В.М. Тропп). Содержание ее в хорошем смысле традиционно. Это материалы к биографии: весьма информативная статья В.М. Троппа, письма и интервью героя книги. Показательны высказывания о Гутмане его выдающихся современников – Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга, К.Н. Игумнова. Наконец, значительную часть издания составляют воспоминания учеников, которые дают объемный, можно сказать «стереоскопический», портрет героя книги – тонкого и глубокого музыканта, требовательного, но при этом благожелательного педагога… И невероятно располагающего к себе человека.

Но самое главное – голос самого Теодора Гутмана, звучащий в этой книге практически «от первого лица». Теодор Гутман любил давать открытые уроки. Это был особый жанр, своего рода беседа-концерт в окружении публики. Как правило, Гутман делал подробный исполнительский разбор какого-то одного произведения, причем без участия «подопытного» студента. А в финале – играл все сочинение от начала до конца. В отличие от Нейгауза он не совершал большие и красочные экскурсы в историю искусства, не увлекался неожиданными культурными параллелями. Все его замечания и рекомендации были максимально профессиональными, точными, простыми, иногда парадоксальными и афористичными, но всегда – музыкальными. В книге содержатся текстовые расшифровки некоторых открытых уроков Теодора Гутмана (особо нужно выделить разбор этюдов Шопена), а также записи его высказываний. И это увлекательное чтение. Вот примеры:

• «Ученикам стоит подумать о музыке, звучащей после нажатия клавиш»;
• «Хорошо все интервалы учить полифонически»;
• «Педалью надо уметь владеть, как пальцами»;
• «Шопена надо играть как Баха»;
• «Между частями надо слушать паузы или аккорд».

Исполнительская карьера Теодора Гутмана по разным причинам не получила должного развития. Однако его записи (изданы фирмой Denon) и сегодня производят сильное впечатление. «В игре Гутмана сказывалась его романтическая натура… он играл по-доброму, с любовью к людям», – вспоминает Вадим Монастырский.

Теодор Гутман занимался одинаково со всеми учениками, по словам его внука – Евгения Гутмана, «возился со всеми». Многих студентов поддерживал после выпуска – дружеским советом, иногда – практической помощью.

В советской табели о рангах «гнесинский комбинат» стоял чуть ниже столичной консерватории, был ориентирован преимущественно на подготовку преподавателей музыки, а потому конкурсные победы советских пианистов ковались в основном на улице Герцена. У Теодора Гутмана был небольшой класс и в Московской консерватории, впрочем, действенных рычагов воздействия на «конкурсные забеги» он не имел (в сравнении с некоторыми консерваторскими коллегами). Однако нескольких лауреатов международных конкурсов Теодор Гутман воспитал – это Наум Груберт, Ирина Беркович, Вадим Монастырский.

Но не только лауреатами жив современный пианизм. Сегодня в самых разных музыкальных учреждениях нашей страны и за рубежом преподают, можно сказать, музыкальные дети, внуки и даже правнуки Теодора Гутмана.

Благородный и строгий академизм Теодора Гутмана ничуть не препятствовал широте его взглядов. Конечно, самыми любимыми композиторами были Бетховен, Шопен, Шуман, Брамс… Но при этом у Гутмана учились наши знаменитые джазовые пианисты – Игорь Бриль, Леонид Чижик, Григорий Файн. Как пишет Татьяна Зеликман, ее педагог «живо интересовался тем, что увлекало его студентов… с любопытством прослушивая новые для него сочинения».

Со страниц книги предстает фигура масштабная и на редкость обаятельная. Также возникают очертания и некоей советской пианистической Атлантиды, которая ныне в своей цельности, видимо, утеряна. В книге есть повторы, редакторами-составителями они сохранены вполне сознательно. К сожалению, справочный аппарат организован не на должном уровне. Указатели имен и произведений в таком издании были бы крайне необходимы.

Но, как бы то ни было, со страниц книги звучит эпоха, голоса современников, преданных учеников. Звучит музыка. И голос самого Теодора Гутмана, каким он запомнился всем, кто его когда-либо слышал в гнесинском классе номер 66!

Зеликман Т.А., Тропп В.М. Теодор Гутман: Музыкант и Учитель. – М.: Автограф, 2025. – 424 с.

Гнесинский проект

Майя Плисецкая, какой мы ее помним Книги

Майя Плисецкая, какой мы ее помним

Новые книги к столетию балерины

Сквозь эпохи Книги

Сквозь эпохи

«Издательство КОМПОЗИТОР», Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» представляют календарь на 2026 год

Спираль времени Книги

Спираль времени

Теодор Курентзис в зеркале критики

Саунд-инсталляция на заданную тему Книги

Саунд-инсталляция на заданную тему

Об одной книге как подобии партитуры