Книги
В музыкальной мемуаристике произошло знаменательное событие: опубликована книга дневников и писем Веры Дуловой. Впервые открыт доступ к уникальным документам, проливающим свет на страницы творческой биографии великой арфистки.
Фигура Веры Георгиевны Дуловой (1909–2000) – одна из самых значительных для русского исполнительского искусства XX столетия. В историю отечественной и мировой музыкальной культуры она вошла не только благодаря своему исполнительскому таланту. Жизнь Дуловой (практически весь прошлый век) наполнена неоценимой деятельностью в различных сферах: обогащение арфового репертуара, разработка инструментария и исполнительской техники, педагогическая работа, издательская, просветительская и общественная деятельность… Активность Веры Георгиевны не прекращалась до самых последних дней.
Масштаб личности Дуловой закономерно требует должного осмысления в разных областях музыкознания. Многие музыковеды обращались к творческому наследию Веры Георгиевны в статьях, книгах и диссертациях. Периодически публикуются фрагменты мемуарного и эпистолярного наследия арфистки. Но до сих пор это были лишь разрозненные части целого, ведь письма, тетради, воспоминания хранятся в различных собраниях, у разных адресатов, а значительная часть документов утеряна.
Поэтому необычайно важным и актуальным предстает новое издание, подготовленное Александром Барановым и Марией Фёдоровой. Книга вышла в свет в Научно-издательском центре «Московская консерватория». Авторами собран максимально полный на сегодняшний день корпус документов, проведена расшифровка, текстологическая подготовка и научное комментирование. Многие материалы расшифрованы и опубликованы впервые.

Каждый из документов, составляющих книгу, представляет историческую ценность. Перед нами разворачивается не только жизнь арфистки и ее окружения, но целая панорама нескольких эпох: от первых лет Советского государства, через тридцатые годы и войну, до постсоветского времени. Мы словно вместе с великой арфисткой проживаем ключевые моменты ее жизненного пути. На страницах детских дневников и в ранних письмах мы знакомимся с юной, наивной девочкой. Она боготворит своего педагога, переживает из-за невозможности починить арфу, дружит и ссорится с будущими великими музыкантами, плачет о смерти своего кумира Сергея Есенина, мечтает о карьере солистки… Записи 1930-х представляют уже повзрослевшую девушку. Она страдает из-за неудачного супружества, но понимает свою значимость как артистки и личности в современном мире. Художественную и этнографическую ценность представляют подробные описания гастрольных поездок Веры Дуловой по нашей стране и зарубежью, письма времен учебы в Германии. Обширная переписка (в основном сохранились письма самой Дуловой) с выдающимися современниками арфистки раскрывает ее разнообразную деятельность: она ищет старинные рукописи, занимается редакцией, изданием и транскрипциями, вопросами исполнения арфовой (и не только) музыки. Письма военных лет освещают в том числе подробности премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве. В 1960–1970-е годы Мария Корчинская рассказывает Дуловой о культурной жизни за рубежом. Последние сохранившиеся письма – к Анне Ортенберг и Ольге Ракитченковой – датируются 1997 годом. Вере Георгиевне – восемьдесят восемь лет, она плохо видит, но продолжает шутить, радоваться общению с друзьями, дарить свет людям вокруг и… работать. До последних дней она проводила уроки со студентами консерватории, а одной из итоговых творческих побед стала организация I Международного конкурса арфистов, стоившая Дуловой многолетних усилий. На страницах дневников нас встречают и неожиданные открытия: детские стихи, небольшой песенник, включающий цыганские романсы, а также лирические стихотворения и сонеты более позднего периода.

Органичным дополнением к бесценным документам – свидетелям эпохи – являются предисловие авторов-составителей, многочисленные комментарии и примечания, а также обстоятельная статья А. Баранова «Из истории семьи Веры Дуловой». Читая эти строки, поражаешься и тому, сколь значителен вклад разных членов семьи Дуловых в историю русского музыкального образования и исполнительства, и тому, как тесен мир людей искусства и как близки друг к другу эпохи. Представители музыкальной династии оставили интереснейшие мемуары, из которых были почерпнуты многие сведения для биографической статьи. Портреты и фотографии Дуловых, а также факсимиле родословного древа, составленного в 1967 году Еленой Дуловой, полностью погружают в атмосферу этой удивительной семьи.
Особое удовольствие получаешь, читая научно подготовленные издания. Многочисленные комментарии, текстологическая выверенность позволяют полностью доверять авторам и следовать за течением повествования. Вопросы о том, кем является то или иное упомянутое лицо, о какой реалии идет речь, скрупулезно решены (насколько это позволяют доступные на сегодня данные). Справочный аппарат имеет стройную внутреннюю координацию, что дает возможность не тратить лишнее время на поиск нужной информации. Издание дополнено цветными иллюстрациями: фотографии, факсимиле документов, живописные портреты гармонично дополняют изложение.

Даже человеку, хорошо знакомому с контекстом жизни и творчества Веры Дуловой, благодаря возможности охватить все материалы в одной книге предстает совершенно иная картина. Словно с высоты птичьего полета нам открывается необыкновенно широкий обзор эпох, стран и персоналий: от музыкальных классов при Русском музыкальном обществе 1860-х до квартиры Веры Георгиевны 1997 года, от Российской империи – СССР – России до Германии и Великобритании, от Николая Рубинштейна до Дмитрия Шостаковича, от Анатолия Луначарского до Клода Паскаля и Андре Жоливе. Читатель волен выбирать отдельные интересующие его материалы или же читать книгу от начала до конца. В последнем случае возникает ощущение просматриваемой киноленты. Разрозненные фрагменты складываются в единое художественное произведение. Предисловие будто превращается в титры и вводящие в курс дела традиционные белые строки на черном фоне (ведь начинается картина еще до изобретения звукового кино!). Статья об истории семьи Дуловых становится предысторией главных персонажей. Дальше разворачиваются основные события ленты – зримо, ярко, образно. На протяжении своего долгого жизненного пути героиня становится нам близка, она будто бы поверяет горести и радости именно нам. События идут пестрой чередой, и вот мы уже на последних страницах книги – кадрах фильма. Перед нами пожилой человек, чья жизнь, с одной стороны, отразила XX век, а с другой – сама его конструировала. Заключительными титрами светится приложение книги: перечень концертных выступлений, составленный арфисткой, отдельные воспоминания и документы, связанные с исполнительской деятельностью Дуловой. Весь «фильм» сопровождает музыка: фортепиано бабушки, скрипка отца, альт Вадима Борисовского, бас-баритон Александра Батурина и, конечно, арфа Веры.

Сложно переоценить значение новой книги. А оно включает, кстати, и универсальность. Издание будет интересно и полезно самой разной аудитории. Ученые-исследователи получают доступ к расшифрованным и научно прокомментированным ценнейшим историческим материалам. Студенты-музыканты могут многое почерпнуть в образовательных целях, ведь основательное знакомство с мемуарной литературой ничуть не менее (а в отдельных случаях даже более) важно, чем штудирование учебников. А сколько ценных мыслей можно почерпнуть из опыта такой старшей коллеги! Благодаря живому языку Веры Дуловой описываемые события привлекут и широкий круг любителей. И то, какое внимание (а точнее, ажиотаж!) книга вызвала в российском арфовом сообществе уже в первые часы после выхода в свет, является главным доказательством не только важности, но и своевременности ее появления. Сегодня, когда музыковедение и в научном, и в просветительском аспекте вышло на новую орбиту, такое издание обязательно стимулирует новые достижения в самых разных сферах. Так, фигура Веры Георгиевны продолжает преобразовывать музыкальную жизнь вокруг – с той же многогранностью, силой и теплотой.
Крайне важным и интересным сегодня представляется обращение к культуре, в которой написание писем и дневников было чем-то естественным. Эти люди, и особенно наиболее образованные, одаренные, интеллигентные из них, являются свидетелями эпохи. И возможно, когда-нибудь дневники Веры Дуловой встанут в один ряд с таким широко известным наследием, как письма Чайковского, дневники Прокофьева… Ведь через них перед нами зримо проходят эпохи, поколения, живые судьбы людей. И именно это делает данную книгу, с одной стороны, уникальной, а с другой – ставит ее в ряд с широко известным нам наследием великих русских музыкантов.
Концерт-презентация книги состоится 27 января, в день рождения арфистки.