Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства выпустил энциклопедический двухтомник «Мариус Петипа. Танцемания» – и это одно из важнейших в России приношений балетмейстеру в год его 200-летнего юбилея.
Два солидных тома альбомного формата – золотой и белый, 494 и 326 страниц – посвящены эпохе Петипа (сочиненным мастером балетам) и эпохе после Петипа (версиям и редакциям его спектаклей).
Автор идеи – Наталья Метелица (директор музея), составительской работой она занималась вместе с Ольгой Плахотной (заместитель директора по научной работе). Книга в замечательном полиграфическом качестве параллельно на трех языках (русском, английском и французском) представляет нам материалы, хранящиеся в музее: эскизы костюмов и декораций, афиши и фотографии (в XIX веке – разумеется, постановочные, в ХХ – документальные). Те сокровища, что получал лишь исследователь, вплотную занимающийся историей балета, и лишь часть которых появлялась на выставках, теперь доступны для рассмотрения и изучения не только балетному народу, но и всем фанатам классического танца, всем его энтузиастам.
Первый том начинается со статьи профессора Вадима Гаевского «Триумф Петипа» и выстроен по хронологическому принципу – от «Пахиты», что Мариус Петипа поставил в Петербурге в 1847 году, до «Волшебного зеркала», последней работы мастера (1903), и «Романа бутона розы», который готовился к постановке в 1904-м, но так и не был выпущен. Шестьдесят с лишним балетов, от известного абсолютно всем на земном шаре «Лебединого озера» до «Капризов бабочки» или «Волшебных пилюль». Приведено краткое либретто каждого спектакля: так читатель может узнать, что сотворенная Пигмалионом Галатея в версии Мариуса Петипа (балет «Кипрская статуя», 1883, музыка и либретто князя Трубецкого) покончила с собой, когда скульптор победил на дуэли милого ее сердцу фараона, а некая танцовщица, влюбленная в графского сына, переоделась морским офицером и проникла в дом аристократа, чтобы выйти за возлюбленного замуж; девушке все удалось («Флорида» Цезаря Пуни, 1866). Но тексты кратки и информационно сухи, как и полагается в энциклопедии, а взгляд притягивают прежде всего фантастические эскизы (костюм паука с длиннющими лапами! костюм бильярдного шара!), фотографии сохранившихся костюмов и изображения балерин, обозначающих на съемке у фотографа императорских театров позы из тех или иных балетов. (Анна Павлова в роли Никии с кинжалом так сверкает глазами, что, кажется, ее соперница скрывается где-то за точкой съемки.)
Второй том отдан редакциям ХХ века – и здесь представлены те девять балетов Петипа, что ставились в течение столетия. Авторов интересуют именно редакции, а не оригинальные сочинения «по мотивам», как бы они ни были хороши или плохи, поэтому в томе нет ни «Дочери фараона» Пьера Лакотта, ни «Лебединого озера» Владимира Васильева. Зато здесь, конечно, гораздо больше документальных фотографий, съемок живых спектаклей. Еще во втором томе есть три обстоятельные статьи. Французский историк балета Мартин Кан рассказывает о бытовании спектаклей Петипа в его стране, специалист из лондонского Музея Виктории и Альберта Джейн Притчард повествует о судьбе текстов Петипа в Великобритании, а доцент АРБ Ольга Розанова – о том, чем и каким был Петипа в Советском Союзе.
Название двухтомнику дано в честь поставленного Жаном-Антуаном Петипа балета «Танцемания», в котором выступал девятилетний сын постановщика Мариус, будущий создатель главных русских балетов. Но понятно, что речь идет не только о давнем спектакле, но о всей жизни Мариуса Петипа, о всем корпусе его текстов и всей любви, что который век подряд испытывает к балету наша страна. Все это и отражено в грандиозном петербургском двухтомнике.