Thom Yorke <br>OST «Suspiria»  <br>XL Recordings  <br>Vinyl Релизы

Thom Yorke
OST «Suspiria»
XL Recordings
Vinyl

Ремейк «Суспирии» стал самым интригующим кинособытием уходящего года. Классику хоррора про балетную школу, которую выбрали для шабаша ведьм, решил переснять «оскаровский» номинант, итальянец Лука Гуаданьино («Зови меня своим именем», «Большой всплеск»), к роли же композитора он привлек совсем не подходящего на первый взгляд Тома Йорка. Оригинальная «Суспирия» покорила зрителя не только кислотно-ярким видеорядом (итальянский классик Дарио Ардженто вдохновлялся диснеевской «Белоснежкой») и ультражестокостью, но и саундтреком итальянской прогрессив-рок группы «Goblin». Состоящий из несочетаемых на первый взгляд звуков (клавесина, синтезаторов, барабана, бас-гитары, а также зловещих шепотов), саундтрек «Суспирии» образца 1977 года до сих пор остается эталоном не только для поклонников фильмов ужасов, но и для таких музыкантов, как Arctic Monkeys. А пару лет назад издание Vice и вовсе назвало альбом с музыкой к фильму самой страшной пластинкой в истории. Том Йорк с его воздушной меланхолией никак не вписывался в эту систему координат.

После выхода ремейка на экраны стало понятно, что Гуаданьино оставил от оригинального фильма только название и фабулу про шабаш в школе балета. В остальном же новая «Суспирия» пошла своим путем. Намного сбавив темп и сократив количество насилия, режиссер погрузил зрителя в уютный мир Берлина 70-х, где все время за окном идет дождь. И именно в новой флегматичной вселенной, созданной Гуаданьино, музыка Тома Йорка пришлась как нельзя кстати.

Для Йорка это первый опыт сотрудничества с кино. До этого ему предлагали написать саундтрек к «Бойцовскому клубу», но у Radiohead как раз вышел эпохальный «Ok, Computer», и плотный гастрольный график не позволил великому музыканту поработать над великим фильмом. Еще был нелепый эпизод с последним Джеймсом Бондом, когда группа Йорка Radiohead записала для очередного фильма про спецагента титульную песню «Spectre», но продюсеры выбрали невнятного Сэма Смита, а Том с товарищами выложили не подошедший трек в свободный доступ.

Во время записи саундтрека Том Йорк вдохновлялся музыкой Вангелиса из «Бегущего по лезвию» и творчеством немецких краут-рок-групп Can и Tangerine Dream. Также на некоторых зарисовках слышно влияние итальянского композитора Фабио Фрицци, который писал музыку для еще одного итальянского мастера ужасов Лучио Фульчи. Титульный трек под названием «Suspirium» представляет собой фортепианный меланхоличный вальс, который с одинаковым успехом мог бы оказаться на альбоме Radiohead и в целом получился одним из лучших произведений в сольной карьере музыканта. На гипнотической трип-хоп композиции «Has Ended» (неуловимо напоминающей «Special Cases» Massive Attack), под которую в фильме происходит голосование за главу шабаша, снятое одним планом, можно услышать ударные сына Тома Йорка, Ноа. Сотрудничество отца и сына продолжается на перекликающихся «Olga’s Destruction», под которую происходит самая страшная сцена фильма, с участием российской танцовщицы Елены Фокиной и Volk, кульминационного танца, придуманного героиней Тильды Суинтон (актриса явно черпала вдохновение из образа Пины Бауш). Также хочется отметить трек «Unmade», под который происходит финальный «гран-гиньоль». Это еще один замечательный фортепианный трек Тома Йорка, созвучный воздушным и умирающим «Codex» с альбома «The King of Limbs». Не стану давать оценку фильму, но посмотреть его нужно хотя бы для того, чтобы во время прослушивания отличного сольного альбома Тома Йорка (воспринимать пластинку просто как саундтрек – преступление) в голове возникал эстетически идеальный, дурманящий и слегка психоделичный визуальный ряд, созданный Лукой Гуаданьино.