Слово об Александре Чайковском События

Слово об Александре Чайковском

К юбилею композитора

Председатель Совета Союза композиторов, художественный руководитель Московской филармонии, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, народный артист России Александр Чайковский отмечает восьмидесятилетие. Подойдя к такой серьезной дате, он отнюдь не почивает на лаврах (мы перечислили далеко не все награды и государственные посты, которые он занимает и отнюдь неформально исполняет свои высокие обязанности). Самое главное, что он постоянно в творческом процессе, к нему все время обращаются с заказами, музыка звучит в разных регионах России. Важнейшее качество юбиляра – он неизменно сохраняет чувство юмора, легкий взгляд на жизнь, подбадривая своим примером своих младших коллег, учеников, друзей, которых мы попросили ответить на три вопроса:

Как состоялось знакомство – творческое и личное – с  Александром Чайковским?

В чем особенность  творческого почерка и какие смыслы несет его музыка ?

Что бы вы пожелали юбиляру как композитору и как человеку?

Мы искренне присоединяемся к тем прекрасным словам, которые нашли для него известные деятели отечественной культуры, и желаем многая лета!


Валерий Гергиев,
народный артист России, генеральный директор Большого театра, художественный руководитель и директор Мариинского театра

Я очень рад возможности сказать о своей человеческой, творческой дружбе и, как мне кажется, взаимной привязанности с композитором Александром Чайковским.

Мы сотрудничали с ним неоднократно, начинали очень давно, я думаю, более сорока лет назад. Александр Владимирович Чайковский – один из ведущих российских композиторов, ученик Тихона Николаевича Хренникова, который сыграл и в моей жизни огромную роль. Мы впервые встретились с ним на конкурсе Герберта фон Караяна в Западном Берлине, и это переросло в творческую дружбу. И конечно, я, как младший друг Тихона Николаевича, не мог не встретить его любимого ученика Александра или, как мы до сих пор его называем, Сашу Чайковского.

Я хочу пожелать ему здоровья, сил для новых свершений, счастья и в семье, и в кругу друзей. У нас есть творческие планы, которые скоро смогут порадовать не только нас двоих.

Саша, обнимаю тебя крепко, всегда твой Валерий Гергиев.


Юрий Башмет,
народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер ГСО «Новая Россия», ансамбля «Солисты Москвы»

Вспоминаю, как в 1976 году я прилетел из Мюнхена, после победы на конкурсе, и когда я выходил по трапу из самолета, зазвучала музыка Скерцо из Шестой симфонии Петра Ильича Чайковского. Она играла из магнитофона, который держал в руках Александр Чайковский. Потом мы поехали отмечать мой конкурс, и так с ним и подружились. Он изумительный, душевный человек, который ввел меня в мир современных творцов, композиторов. Восхищаюсь его заботой о своих студентах, он просто болеет всей душой за их развитие, успехи. Благодаря его рекомендации в моих проектах появились Кузьма Бодров, Алексей Сюмак, он посоветовал обратить внимание на Валеру Воронова.

Что касается его музыкального языка, он абсолютно ни на кого не похож. Вот только ты подумаешь, что как-то Стравинским «запахло», но нет. А вот тут вроде Шостакович – тоже нет. У него абсолютно уникальный свой композиторский почерк. И что интересно, во всех произведениях, с которыми я соприкасался и которые исполнял, обязательно есть душевный оазис. То есть он еще в состоянии не стесняться и сочинить красивую мелодию. И знаете почему? Потому что он получил очень мощное образование и вообще родился таковым. А еще он прекрасный пианист. Не так давно мы с ним обнаружили архивную запись его исполнения Концерта Брамса, и у него, кстати, была большая дилемма, я так понимаю, оставаться пианистом или все-таки уходить в композиторы. Как мы знаем, он все-таки выбрал путь творца и стал Чайковским Александром Владимировичем. Кроме всего прочего, я восхищаюсь его невероятной работоспособностью – ведь у него очень много сочинений. В творчестве он откликается на современные импульсы: у него есть и «Карантинная симфония», и крупные музыкально-драматические полотна из русской истории. И я всегда жду от него новых откровений.

Мой друг Александр Чайковский – человек с добрым сердцем, потрясающим вкусом, талантом и опытом. Я только хочу, чтобы он жил как можно дольше и творил.


Александр Соколов,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор, ректор Московской консерватории

С Александром Чайковским мы знакомы со студенческой скамьи: мы однокашники, он закончил консерваторию годом раньше, чем я. Соответственно, общение протекало постоянно: тогда у нас был единый факультет, он назывался теоретико-композиторский. У нас было очень много общего, существовало студенческое научно-творческое общество, где композиторы показывали свои новые произведения, а мы, музыковеды, принимали участие в обсуждении. Получалось такое «перекрестное опыление». Бывали и совместные капустники… В общем, воспоминания остались замечательные.

Позже, уже в так называемые лихие девяностые по чисто субъективным причинам тогдашний ректор и тогдашний заведующий кафедрой композиции эту традицию нарушили, и возникло, к сожалению, отпочкование двух факультетов. Но пришло время, когда Александр Чайковский стал заведующим кафедрой композиции, а я – ректором консерватории, и воссоединение состоялось. Так что нашей дружбе уже полвека и на каждом этапе это общение давало свои творческие плоды.

Что касается его музыки, его композиторского вклада, то первое слово, которое хочется здесь произнести, это Мастер, причем мирового уровня Мастер. Я, пожалуй, не назову ни одного жанра академической музыки, где бы он себя не проявил. Это и симфонии, и концерты, и оперы, и балеты, и многое иное.

Из того, что ему свойственно, подчеркну глубокое постижение природы инструмента, что особенно отчетливо проявляется в его многочисленных инструментальных концертах. Если проанализировать круг интересов и выбор сюжетов, то очевидно тяготение Александра Чайковского к русской классике, к национальным истокам, погружение в отечественную историю. Иногда он берет неожиданные и сложные темы, как, скажем, рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», по которому он написал оперу. Там удивительная музыка, может быть, она несколько в стороне от его более лучезарной сферы, но тем не менее это именно национальная почва. Ну, и стиль Александра Чайковского узнаваем: его музыка при всем своем многообразии – интонационна, основывается на мелодии, что как раз и является почерком, неизменным во всех проявлениях уже художественной задачи.

Нельзя не сказать о его вкладе как педагога. Напомню, что Александр Чайковский возглавлял Петербургскую консерваторию, как ректор отвечал за молодежь. Но он это и раньше делал, в Союзе композиторов СССР, когда был секретарем, и там его первое направление деятельности было связано с работой с творческой молодежью. Поэтому как педагог, как глава кафедры композиции он занимается тем делом, которое изначально было для него близко.

Его воспитанники сейчас рассеяны по всему миру. Недавно у меня была официальная делегация из Монголии, возглавляемая заместителем министра культуры. И в числе участников оказался бывший ученик Александра Чайковского – монгольский композитор, который сейчас художественный руководитель Национального театра оперы и балета в Улан-Баторе и фактически является представителем нашей композиторской школы у себя на родине и очень дорожит этим статусом.

В день юбилея по флотской традиции ему желаю: «Так держать». Это включает в себя все обычные благопожелания, которые, наверное, с возрастом, может быть, где-то и выходят на первый план. Но творчество – это самое главное лекарство от всех жизненных испытаний. Поэтому ждем новых замечательных сочинений, и – так держать!

 

Алексей Шалашов,
заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Московской филармонии, президент Союза концертных организаций России

Музыку Александра Владимировича я знаю давно, уже в 1970-е годы он был ярким, молодым, востребованным композитором. В 1983 году на Пятом фестивале «Московская осень» я в составе Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева исполнял его ораторию «К солнцу». В ней было что-то по-настоящему искреннее и небанальное, была красота, которая не зависит от стиля и мелодических законов.

Лично мы познакомились значительно позже, в начале 2000-х. Тогда я был директором БСО и после репетиции в Пятой студии Дома звукозаписи остался на авторский концерт Александра Владимировича. Исполнялась камерная вокальная музыка, и несколько романсов произвели на меня очень сильное впечатление. Мы познакомились довольно просто, но, видимо, эта встреча была неслучайной. Музыка действительно сильно зацепила меня, и когда я был назначен директором Московской филармонии, я позвонил Александру Владимировичу и предложил ему стать художественным руководителем. С тех пор я часто обращался к его колоссальной эрудиции, глубоким знаниям музыки и композиторов, к его точным суждениям и оценкам.

В чем особенность творческого почерка и какие смыслы несет музыка Александра Чайковского? Саша – удивительный человек по своему отношению к миру, очень светлый, открытый, доброжелательный к коллегам и исполнителям. Он жизнелюб, человек, принимающий жизнь во всех ее проявлениях. И это ясно ощущается и в его музыке: она всегда посвящена глубоким человеческим темам, но при этом никогда не теряет оптимизма.

Александр Владимирович – Композитор с большой буквы. Он обращается к большим историческим сюжетам, через которые раскрывает вечные темы, и при этом владеет всем профессиональным арсеналом, необходимым для их блистательного художественного воплощения.

Я желаю ему сил и вдохновения, долгой творческой жизни. Благодарен судьбе за то, что мы почти 25 лет рядом, за теплую дружбу, творческое взаимопонимание и взаимную поддержку. Многая лета!


Александр Соловьёв,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор, художественный руководитель Камерного хора МГК, ректор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, 

Все дороги ведут в Камерный хор Московской консерватории… и не случайно, ибо этот коллектив явился творческой лабораторией и импульсом к созданию хоровых опусов (иногда даже впервые) для многих современных авторов. Так случилось и с Александром Чайковским, который до знакомства с основателем нашего хора профессором Борисом Тевлиным не был замечен в написании хоровых миниатюр a cappella. Но первый же опыт – «Не могу напиться с неприятными людьми» на стихи А. Володина – стал его настоящим хитом в этом жанре, вошедший затем в цикл «Монологи пьющего человека». А теперь уже сложно представить палитру хоровых концертов без звучания сочинений Александра Чайковского. Это были 2000-е годы, на тот момент я был певцом хора и изнутри ощутил всю радость от погружения в мир образов музыки этого композитора, которого исполняю по сей день в качестве дирижера и хормейстера с большим удовольствием!

Очень дорожу, что в 2020 году Александр Владимирович пригласил меня участвовать в подготовке премьеры хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе», где за кратчайший срок необходимо было собрать настоящее «вече» из нескольких хоров для реализации его замысла. Пожалуй, впервые в истории музыки произошло мультижанровое взаимопроникновение хоровых звучностей академических, народно-фольклорных, где-то кроссоверных, которые были переплетены с танцевальным действом и тембрально неожиданным оркестровым составом. Мне кажется, этот творческий и успешный поиск характеризует композиторский почерк Александра Владимировича – яркий, контрастный, неожиданный и непременно с «терпкой перчинкой» смысловых аллюзий!

Александр Чайковский: В XII веке страсти зашкаливали так же, как и сейчас

Меня всегда восхищает его искрометное чувство юмора и вместе с тем глубокий и своевременный отклик на самые злободневные темы сегодняшнего дня, которые могут находить свое отражение в исторических сюжетах. В 2030 году будет широко отмечаться юбилей славной воинской победы на Куликовом поле. Мечтаю, как музыкант и гражданин, связанный в том числе с Тульским регионом, чтобы именно Александр Чайковский стал автором мощной исторической партитуры, прославляющей нашу Победу!


Екатерина Мечетина,
заслуженная артистка России, пианистка

Мы сперва познакомились в стенах Московской филармонии, и только несколько лет спустя настало время творческого сотрудничества. Первым сочинением стала Соната для домры и фортепиано, которую мы исполнили с Екатериной Мочаловой. Затем было еще много работ: например, я просто обожаю Третий фортепианный концерт, считаю его одним из лучших современных сочинений в жанре инструментального концерта.

Музыка Александра Владимировича обладает удивительным, редким качеством: она одновременно современна и легка для восприятия. В ней есть и стройная ясная форма, и остроумные содержательные идеи, а главное – она мелодична по своей сути. Однажды у нас состоялся разговор о роли мелодии в современной музыке, о том, что мастерство написания ярких, запоминающихся, объемных и попросту красивых мелодий уже почти утеряно. А сам Александр Чайковский исповедует главенство мелодии, и поэтому его музыка сразу ложится на душу, ее радостно играть и слушать. Например, та самая Соната для домры заканчивается темой, которую, выходя из зала, все еще хочется напевать. Он сам излучает добро, человеческое тепло, обладает особым ласковым чувством юмора – это, конечно, все и в музыке слышно!

Как композитору я ему желаю той самой желанной тишины, в которой будет зарождаться новая музыка. Вдохновенных мастеров-исполнителей. Слушателей, которые будут стремиться к его музыке вновь и вновь! Максимального приближения к идеалу, который звучит внутри. А как человеку – крепчайшего здоровья и радости от всего, что его окружает!


Екатерина Мочалова,
художественный руководитель фестивалей Prima Domra в Москве, Тамбове, Барнауле

Я впервые познакомилась с Александром Владимировичем на своем госэкзамене в РАМ имени Гнесиных, где он был председателем Госкомиссии. Мы все очень волновались, играя перед ним. Но в итоге все прошло очень хорошо, потому что он создал дружескую атмосферу, и ему было интересно, как же вся эта музыка, которую он хорошо знает, скажем, как скрипичную, звучит на народных инструментах.

А потом меня к нему направил Юрий Абрамович Башмет, посоветовав, чтобы я попросила Александра Владимировича сочинить концерт для домры с симфоническим оркестром. И вот я набралась храбрости и пришла к нему в кабинет Московской филармонии с таким предложением. Он как-то удивленно на меня посмотрел и даже переспросил, глядя поверх очков: «На чем вы играете, ах, на домре? А вы знаете, я для вас напишу, потому что мне интересно, что же из этого получится». И родился замечательный масштабный концерт для домры с симфоническим оркестром – первый такой серьезный опус. Это оказалось огромной творческой удачей для меня и для моего инструмента. Потом появилась еще соната и много-много прекрасных сочинений, за которые я очень Александру Владимировичу благодарна.

В своем творчестве он любит эксперименты: у него есть, например, сочинение для оркестра струнного и оркестра китайских народных инструментов, для струнного оркестра и оркестра народных русских инструментов, есть «Садовая симфония» для квартета народных инструментов и симфонического оркестра, для азербайджанского тара, для баяна. Он очень любит соединять такие тембры и в этом видит новую звуковую эстетику, новую красоту.

Хочу пожелать Александру Владимировичу, конечно же, здоровья, новых идей, сочинений, премьер, открытий. Продолжать удивлять нас и удивляться самому – ведь он удивительным образом умеет любить жизнь, радоваться ей. И мы учимся этому жизнелюбию у него. Пусть так будет всегда.


Кузьма Бодров,
лауреат Премии Москвы, заведующий кафедрой композиции РАМ имени Гнесиных

Впервые я познакомился с Александром Владимировичем Чайковским во время вступительных экзаменов в Московскую консерваторию. Он меня сразу поразил своей невероятной доброжелательностью – всегда подходил после каждого экзамена, жал руку, говорил: «Все хорошо, давай двигайся дальше». Он как-то этими словами окрылил, и я рискнул написать заявление и к своему счастью узнал, что он смог меня взять в свой класс. Потом пошли уроки и, собственно, дальше уже было знакомство в классе с методом преподавания, с его учениками, очень разными стилистически.

Творчество моего учителя всегда поражает меня многогранностью жанров, в которых он работает. Это могут быть эпические оперы на исторический сюжет, балеты, комические оперы, музыка для детей в Театре Сац, концептуальные, трагические, философские симфонии. Ему свойственны масштабность, широкая палитра творческих интересов.

Но самое главное, что меня привлекает в его сочинениях, – это близость к человеку. Его музыка пишется, прежде всего, о человеке и для человека. И это ни в коем случае не означает упрощения языка, доступности – напротив, бывают весьма сложные, даже авангардные приемы. Но всегда он говорит о вечных вопросах – о радости, о горе, о жизни, о смерти, о любви. И обо всем этом можно услышать в его музыке.

В день юбилея хочется пожелать, конечно, самого крепкого, могучего здоровья, чтобы написать еще как можно больше замечательной музыки. А также благодарных студентов, которые с достоинством будут нести марку его класса.

Александр Чайковский: На народных инструментах можно играть современную, суперавангардную и вообще любую музыку

Брукнер после того, как стал известен События

Брукнер после того, как стал известен

Клаус Мякеля и Оркестр Консертгебау исполнили Восьмую симфонию Брукнера в Парижской филармонии

Провокация, скандал, провокация События

Провокация, скандал, провокация

Почему «Грэмми» сегодня вызывает больше раздражения, чем уважения

Все деньги сорваны События

Все деньги сорваны

В Большом театре показали «Игрока» Прокофьева

Лирические сцены без глубокого смысла События

Лирические сцены без глубокого смысла

«Евгения Онегина» поставили в Париже